«Герой нашего времени» — это первый в русской литературе социально-психологический роман, написанный в 1838-1840 гг. М. Ю. Лермонтовым.
На жизненном пути главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» встретились четыре девушки:
- Бэла,
- Мери Лиговская,
- Девушка-контрабандистка,
- Вера.
Встреча с Печориным для всех этих девушек оказалась роковой.
Образ Бэлы
Бэла – черкесская княжна. О девушке читатель узнает из рассказа Максима Максимыча, но его восприятие корректируется приводимыми в рассказе словами самого Печорина. Бэла – девушка с сильным, цельным характером. Ей присущи гордость, твердость, природная простота чувств, постоянство, непосредственность любви, стремление к свободе, женственность, внутреннее достоинство. Красавицы Бэла, воспитанная в традициях Кавказа, умела плясать, петь и вышивать золотом.
Печорин впервые увидел Бэлу на свадьбе ее сестры. Он был пленен ее внешностью. Бэла показалась ему воплощением естественности, непосредственности – всего того, чего он не встречал в светских дамах.
Печорин увлекся Бэлой и выкрал ее из родительского дома. Сначала Бэла отказывается даже смотреть на Печорина, дичится его и не принимает подарки. Ее гордость, равнодушие к подаркам и долгое молчание еще сильнее подчеркивают силу и глубину ее любви. Как и все жители гор, черкешенка ценит свободу. Бэла хочет понять, действительно ли Печорин любит ее. Он не оставляет своих попыток добиться взаимности от гордой черкешенки, и наконец, девушка сдается. В Бэле просыпаются чувства.
Счастье влюбленных длилось около четырех месяцев. Печорин сначала хорошо относится к черкешенке. Однако вскоре он снова начинает скучать. Он стал пропадать на охоте. Бэла надоела Печорину. Сначала она страдала молча. Но затем стала говорить, что если так будет продолжаться, уйдет сама.
Ситуация осложняется с появлением Казбича, испытывающего влечение к Бэле. Казбич, пока Печорин был на охоте, крадет девушку. Когда же Печорин с Максим Максимычем настигают его, он вонзает в Бэлу кинжал.
С помощью образа Бэлы Лермонтов показывает, что Печорину даже такой нежной и чистой любви недостаточно для искреннего ответного чувства.
Ундина
Девушку-контрабандистку Печорин называет «ундиной». В ней собраны все качества, присущие этой профессии. Душа девушки-контрабандистки словно срослась с бурным, непостоянным морем. Она решительна и смела. Ее взгляд подозрителен и хитер. Печорин удивлен и восхищен ее неповторимым внешним и внутренним обликом.
Герой произведения Лермонтова вмешался в жизнь «честных контрабандистов». Печорина привлекли загадочные обстоятельства – девушка и слепой мальчик поджидали лодку с Янко.
Контрабандистка привлекает Печорина. И ему кажется, что девушка тоже им заинтересовалась. Однажды вечером она заскочила к нему в комнату. «Ундина» назначила Печорину свидание на берегу. Печорин ощутил в себе порыв страсти, ее взгляд «самовластно играл» его жизнью. Но одновременно он почувствовал и опасность. Таинственность и странность в словах и поступках контрабандистки возбудили в нем подозрения, и Печорин на всякий случай взял с собой пистолет.
Его подозрения оказались не напрасными. Причиной пылкости и нежности девушки была не любовь, а угроза героя донести на нее коменданту. «Ундина» же была верна Янко.
Образ княжны Мэри
О княжне Мэри читатель узнает из дневника Печорина. Мэри – светская девушка, мечтательная, нежная натура, не лишенная духовных запросов и настроенная романтически. Мэри принадлежит к одной из лучших семей столицы. Девушка необыкновенно красива, умна и начитанна. Мэри совсем еще молода, неопытна, кокетлива. Ей присущи благородство и нравственная чистота. Мэри обладает независимым, смелым, самолюбивым характером. Она не очень хорошо разбирается в людях и потому не видит фарсовости Грушницкого и не понимает рассчитанной игры Печорина.
Печорин же отлично разбирается в людях. Он сразу раскрыл сущность Мэри. В романе характер княжны обрисован с особой тщательностью. Героиня – страдательное лицо. Именно над Мэри Печорин ставит жестокий эксперимент разоблачения Грушницкого. Он осуществляет этот опыт не ради девушки, она оказывается втянутой в него игрой Печорина.
Мэрии, избавляясь от любви Грушницкого, влюбляется в Печорина. Однако и влюбленность Грушницкого, и влюбленность Печорина оказываются ненастоящими.
Печорина разжигает соперничество Грушницкого. Он пытается добиться того, чтобы девушка разочаровалась в нем. Стараниями Печорина девушка переключает свое внимание с Грушницкого на него. В ее представлении Печорин - романтический герой, непохожий на других. Печорин старается увлечь княжну, и девушка, по своей неопытности и наивности, влюбляется в него. И однажды на прогулке она решается признаться ему в своих чувствах. Однако девушка не получает ответа на своем признание, и чувство любви перерастает в ненависть.
Вскоре девушка тяжело заболела. Но даже в таком состоянии она все выдерживает с достоинством. Печорин пробудил в девушке сильные чувства, но принес ей этим только страдания.
Вера
Большую роль в раскрытии характера Печорина играет Вера – светская дама, любовница главного героя. Вера – единственный женский образ, который не противопоставляется, а сопоставляется с Печориным. Она единственная женщина, которая смогла понять Печорин и принять его со всеми достоинствами и недостатками, с дурными страстями и мелкими слабостями. В ее образе читатель видит жертвенность, покорность. У Веры нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, так как она снова признается Печорину в чувствах после того, как однажды он уже ее оставил. При помощи образа Веры Лермонтов показывает эгоизм Печорина, его отношение к окружающим.
Вера замужем за хромым старичком, являющимся дальним родственником княгини Лиговской. Вера вышла за него замуж не по любви, а ради сына и ради него же она дорожит своей репутацией.
Любовь Веры к главному герою произведения не слепая, просто она не подчиняется рассудку. Ее чувства настолько сильны, что она прощает Печорину все страдания и боль, которые он ей причинил. Она продолжает его любить, даже зная, что никогда не смогут быть вместе. Любовь Веры бескорыстна. Она любит Печорина несмотря ни на что, не ставя никаких условий. Возможно, именно поэтому Вера оказалась единственной женщиной, которая стала для Печорина «дороже жизни, чести, счастья».