Романс – это небольшое лирическое произведение напевного типа, чаще всего, на тему любви.
Особенности поэзии Б. Окуджавы. Стихи-песни
Конец 19 – начало 20 вв. – время расцвета русской культуры, ее «серебряный век». Ярким представителем русской литературы 20 века является прозаик, поэт, один из основателей жанра авторской песни Булат Окуджава. Песенное слово поэта производит впечатление большой естественности и доверительности. Однако естественность Окуджавы не является синонимом безыскусности. Он – мастер поэтического языка.
Писать стихи Окуджава начал еще в школе. Это были лирические, простые, добрые стихи. С юности умея играть на гитаре, Окуджава стал напевать свои стихи, даже не подозревая о том, что он становится родоначальником нового направления в советской песне.
На формирование Б. Ш. Окуджавы как поэта решающее влияние оказали трудные испытания военных лет. В 1956 году вышел первый сборник поэта «Лирика». В книге «Острова» особенно ярко проявились поиски оригинальной поэтической формы и творческой индивидуальности.
Вслед за этим сборником вышли «По дороге к Тинатин» и «Веселый барабанщик», которые были тепло приняты любителями поэзии. Стихи Окуджавы постоянно печатались на страницах многих изданий.
В 1960-1970 гг. Б. Окуджава писал прозу:
- «Похождения Шипова, или Старинный водевиль»,
- «Бедный Авросимов»,
- «Путешествие дилетантов».
Даже в прозаических жанрах он остается поэтом, размышляя о затаенно-личном.
Песенная поэзия Окуджавы привлекает вниманием широкой аудитории. Его песни-стихи звучат с концертной эстрады, по радио, с кино- и телеэкранов.
Б. Окуджава не столько пел, сколько нежно и тихо под простенькие аккорды рассказывал стихи. Известно, что поэт не имел вокальных данных. Он умел без пафоса говорить о важном и сложном, о второстепенном и главном.
Песни Окуджавы, которые звучали в кинофильмах, придавали им особое очарование. Например, сложно представить фильм «Белое солнце пустыни» без его песни «Ваше благородие, госпожа удача…».
Вокруг стихотворений Б. Окуджавы часто возникала полемика. Оппоненты в этих спорах стремились вскрыть достоинства произведений поэта и их слабости, а также разобраться в своеобразии его поэтического таланта. Многие критики, рассуждая о популярности произведений Окуджавы, на первый план выдвигают именно содержание песни, ее задушевность, лиризм, а не мелодию.
Множество своих произведений Б. Окуджава посвятил Москве. Его стихи конкретны, смелы и глубоко правдивы. Но утверждать, что поэтический мир Окуджавы сужен до рамок Арбата было бы ошибочным.
В лирическом мире поэзии Окуджавы много сказочного, условного. В его произведениях присутствуют и элементы игры, и необычные персонажи (Голубой Человек, Веселый Барабанщик, сверчки, муравьи и т.д.). При этом в его произведения ощущается неразрывная связь с реальностью и современной жизнью. И осуществляется она путем использования разнообразных мотивов. Одним из самых важных для поэта был мотив надежды.
Для поэзии Булата Окуджавы характерным является широкое использование междометий, вводных слов, антонимов, союзов.
Будучи тонким, романтичным поэтом, Окуджава при этом никогда не упрощал стилистику произведений. Несмотря на это, понимали его все, независимо от образования, класса, профессии. В каждом человеке есть то, о чем писал Окуджава: любовь, грусть, мечта, вера в хорошее, надежда.
Жанр романса в творчестве Б. Окуджавы
Рассматривая вопрос о жанровой типологии произведений Булата Окуджавы, нельзя не отметить большое количество стихотворений, написанных в жанре романса. В названиях стихотворений Б. Окуджавы слово «романс» встречается всего несколько раз: «Еще один романс», «Арбатский романс», несколько стихов называются просто «Романс». Однако к романсам можно отнести и «Чудесный вальс», и «Прощание с новогодней елкой», и «Молитву Франсуа Вийона» и т.д.
Тема женщины и тема любви занимает ведущее место в лирике многих поэтов. И творчество Б. Окуджавы в этом смысле не исключение.
Стихотворение «Тьмою здесь все занавешено» - настоящий гимн женщине, перед которой преклоняется поэт и которую он обожествляет. Но автор, создавая себе богиню, решительно отказывается от попыток ее возвысить, идеализировать. Наоборот, он насыщает фон, на котором появляется она, описанием подчеркнуто прозаических, бытовых деталей.
Это стихотворение нельзя однозначно отнести к определенному жанру. Например, Р.Р. Чайковский называет это произведение «балладой».
Баллада – это разновидность романса.
В лирике Окуджавы по-своему преломляются интонация и образность романса, лексика, свойственная этому жанру, характерные черты хронотопа, произношение и синтаксис. Поэт возрождает романсовую традицию воспевания любви. Однако, как правило, романсу не свойственная ирония, а песни-романсы Булата Окуджавы о любви окрашены иронией по отношению к своему времени и к самому себе. Романсовая утопия в лирике поэта разрушается и заново создается на другом образном и идейном уровне. Так, романс «Мне нужно на кого-нибудь молиться» построена на оппозиции «возвышенное – сниженное», что разрушает романсовый мир, отвергающий приземленность в любом ее проявлении. Но при этом в поэтике Окуджавы эти снижающие элементы перестают быть таковыми, становятся знаком возвышенного. Так, у Окуджавы появляется нова «утопия интимности», которая не исключает самоиронии и иронии и является одновременно романсовой и неромансовой.
Как для бытового романса, для стихов Окуджавы являются характерными:
- Императивность;
- Адресация;
- Символизация имени любимой.
В произведениях поэта достигается особая атмосфера доверительности благодаря использованию иных интонационных и лексических средств, чем в бытовом романсе. При всех параллелях и связях бытовой романс – лишь один из истоков поэтики Окуджавы.
Поэзия Булата Окуджавы синкретична. Здесь органично соединились различные жанровые и стилевые прообразы: фольклорные, песенные, поэтические.