Творчество В. Распутина неизменно привлекает внимание ученых и исследователей, однако по сегодняшний день изучение творческого наследия писателя не утрачивает своей актуальности, позволяет выявить новые стороны, новые грани блестящего литературного таланта автора.
Распутина уже при жизни называли совестью русской нации и классиком русской литературы. В качестве главного мотива его творчества можно назвать беспокойство за судьбу отдельного человека и человечества в целом.
Наиболее ярко понимание Распутиным человека отражается в таких произведениях, как:
- «Живи и помни» (1974)
- «Прощание с Матерой» (1976);
- «Вопросы, вопросы» (1987);
- «Сколько будет лет в XXI веке» (1997)
Прощание с Матерой
Первым произведением, в котором ярко проявилась забота писателя о человеке, стала повесть «Прощание с Матерой (1976), в котором ярко отразилось понимание писателем человека, его места в мире и роли истории. Произведение характеризуется глубоким психологизмом, пониманием Распутиным души человека, тех изменений, которые могут вызвать в ней динамические трансформации быстро меняющейся социокультурной действительности.
В качестве особенностей повести следует назвать обращение автора к бытовой истории, связанной с подготовкой острова к затоплению, однако, по мере развертывания сюжета повесть превращается в книгу об острове, о реке и времени, о воде и земле. Герои постепенно превращаются в участников сократического диалога о сущности бытия.
Главными героями повести выступают три поколения семьи Пинегиных, которые так по-разному понимают сущность человеческой природы:
- Андрей – в его образе, пожалуй, наиболее явственно звучит осознание человеком собственной значимости в истории: «я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась». Молодой, восторженный Андрей, кажется, готов на все ради того, чтобы остаться в истории. Ради блага «большой» родины он готов пожертвовать родиной «малой». Андрей видит предназначение человека в том, чтобы творить, быть на тех стройках, к которым приковано внимание, которые могут войти в истории, которые, как ему кажется, смогут изменить жизнь человека к лучшему. Он молод, горяч, вспыльчив, однако последствий своих поступков он не видит;
- Дарья – для нее очевидно противоречие, которое заключается в том, что человек стремится стать больше себя при помощи техники, она отмечает, что технические возможности, открывшиеся перед человеком, могут привести к его ослаблению;
- Павел также задается вопросами значения технического прогресса, признавая их значимость и важность, но при этом осознавая, что блага цивилизации не приносят ему радости.
В диалоге главных героев Распутин задается вопросами сущности, роли человека в этом новом технологическом мире: будет ли у этого нового человека чувство долга? Совесть? Не потеряет ли он возможность любить и сочувствовать?
Живи и помни
«Живи и помни» - повесть Распутина, в которой детально исследуются темные стороны человеческой души, природа соблазна. Нравственное испытание проходят Настена и ее муж Андрей, ставший дезертиром.
Трактовка образа Андрея Гуськова в критической литературе характеризуется противоречием: от размышлений о несправедливости его доли, когда отпуск после ранения заменили путевкой на фронт, до утверждения, что герой изначально чужд миру и обществу.
В мирной жизни Андрей ничем не отличается от других: да, он не выдвигается в колхозные передовики, однако и от работы не уклоняется. В свою избу, которая «хромает» на один угол он приводит сироту Настену. Также ведет он себя и в сражении:
Поперед других не лез, но и за чужие спины не прятался - это свой брат солдат увидит и покажет сразу
Андрей – классический тип срединного человека, оказавшегося в трагической ситуации войны и нравственного выбора. Настороженность автора вызывает лишь исключительный прагматизм героя, низкий уровень развития его эмоционального мира. Андрей и на фронт уезжает захваченный обидой за разрушенную жизнь, привычную обыденность:
Невольная обида на все, что оставалось на месте, отчего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила
Личная катастрофа героя связан с военными событиями, внезапной танковой атакой и ожесточенной схваткой «железа с железом», которая калечит людские судьбы. Осознание собственной беспомощности, невозможности противостоять чудовищному танку парализует волю Андрея, порождает осознание страха смерти, предопределяя дальнейший нравственный выбор.
Оказавшись после госпиталя на вокзале, герой ощущает растерянность, обманутость, но тут
маленький веселый танкист в шлеме и на костылях уговаривает его двигаться в тыл.
На вокзале Иркутска он вновь сталкивается
с глазастой пронырливой бабенкой, которая согласилась взять его на ночевку
она же впоследствии определила главного героя
к немолодой уже, но чистенькой, гладенькой немой женщине
Создается впечатление, что сама судьба ведет Андрея по пути предательства, способствуя его перемещению от центра событий дальше, на периферию, в лес. Меняется все вокруг, меняется и сам Андрей
Все в нем сдвинулось, перевернулось, повисло в пустоте
Сам герой не может понять, осознать, осмыслить, что с ним происходит, однако постепенно формируется понимание чего-то неправильного, неисправимого:
он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя
Возвращение на родину, домой вызвано, скорее, любопытством, необходимостью двигаться, чем ностальгией. Герой, сделавший свой выбор и осознавший его, мучительно его переживающий, стремится напомнить о себе, остаться в памяти других.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что прозу Распутина отличает глубокий психологизм, глубокое понимание природы человека, его отличает стремление видеть, понять мотивы поступков, найти «человеческое в человеке», что сближает произведения с лучшими образцами классической русской прозы.