Блатная песня – это песенный жанр, в котором воспеваются быт и нравы уголовной среды.
Синтетичность творчества В. Высоцкого
В. Высоцкий – уникальное явление в отечественной культуре 20 века. Он буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Не одно поколение выросло на его стихах и песнях. Высоцкого называют второй после Ю. Гагарина культовой фигурой советской эпохи.
Песенно-поэтическое творчество В. Высоцкого – это единое художественное целое, где органично сосуществуют музыка, текст и исполнительская манера.
Изначально Высоцкий стал известен как автор уличных и лагерных песен. Начиная с середины 60-х годов тематика его произведений начала расширяться. Появились новые образы и песенные герои. Благодаря новым сюжетам и маскам стала создаваться новая «энциклопедия русской жизни», по-советски узнаваемая.
Значительное влияние на искусство начала 70-х годов оказала работа В. Высоцкого над образом Гамлета в спектакле Театра на Таганке. Именно в этот период в произведениях поэта появились интонации исповедальности, автор стал обращаться к вечным вопросам. Песни Высоцкого, написанные во второй половине 70-х годов, исследователи называют «поэзией синтеза».
Поэзия В. Высоцкого перекликается с русской классикой – в ней обнаруживается влияние Ф. Достоевского, А. Пушкина, М. Зощенко, В. Маяковского.
Театровед Н. Крымова еще в 1968 году отмечала, что песни В. Высоцкого – это «своеобразные маленькие драмы», а творчество поэта сродни «уличному театру». В. Высоцкий, отвечая на вопрос, кем он считает себя – поэтом, актером или композитором, отвечал, что стремится создать синтез разных «жанров и элементов».
С 1990-х годов исследователи песенного творчества В. Высоцкого подчеркивают, что его произведения следует воспринимать как единое художественное целое и при анализе рассматривать не только музыку и текст, но и темп, ритм, интонации во время исполнения.
Начало творческой деятельности В. Высоцкого
Одно из своих первых стихотворений поэт написал в 1953 году. Стихотворение «Опоясана трауром лент…» было посвящено прощанию с И. В. Сталиным, на котором побывал пятнадцатилетний В. Высоцкий.
Одноклассник поэта И. Кохановский рассказывал, что в десятом классе благодаря учительнице русской словесности они увлеклись литературой. Они изучали произведения И. Северянина, В. Хлебникова, Н. Гумилева, С. Черного, А. Ахматовой, И. Бабеля, М. Цветаевой, Б. Пастернака. Особое внимание друзья проявляли к необычным метафорам, аллегориям, образам. А знакомство с этим творческим пластом подтолкнуло их к попыткам написать самостоятельное произведение. Сначала это были эпиграммы друг на друга и на знакомых. В 1954-1955 гг. В. Высоцкий написал ряд стихотворений: «В Большом Каретном дом здоровый», «Обо всем, в частности о цифрах» и др.
Но известность В. Высоцкий получил как автор дворовых и лагерных песен. Интерес поэта к этой тематике, по мнению исследователей, связан с несколькими обстоятельствами. Детство и юность Высоцкого пришлись на послевоенное время. В то время в Москве было много блатных компаний. К тому же, внимание к уличным и уголовным песням проявляли и люди из близкого окружения поэта – Л. Кочарян, А. Синявский.
А. Синявский, преподаватель Школы-студии МХАТ, считается знатоком жанра уличной песни.
Студент Высоцкий часто бывал на квартире Синявского и его супруги – литератора М. Розановой, и принимал участие в домашних концертах блатной песни. В ту пору такие мероприятия были обычным явлением.
На творчество Высоцкого значительное влияние оказала литература. Одним из кумиров в компании Кочаряна был Э. Хемингуэй.
Основу репертуара Высоцкого на раннем этапе его творческой деятельности составляли тюремные и уличные песни. Одной из первых песен В. Высоцкого была «Татуировка».
В 1964 году В. Высоцкий записал на магнитофон все песни, которые написал к этому времени. в этом собрании сочинений оказалось 48 наименований. Произведения были написаны уличным языком, существенно отличающимся от «дистиллированного» традиционного литературного языка. Для этих песен характерны:
- насыщенный событийный ряд;
- динамичный сюжет;
- индивидуализированность персонажей.
Но не все песни Высоцкого, написанные в нале 60-х годов, входили в «блатной цикл». В 1962 году поэт написал произведение, в котором наметился отход от уголовной тематики и движение к сказочной – «Лежит камень во степи». Промежуточным вариантом стала песня «Так оно и есть…». Тематический ряд произведений оказался расширенным за счет военных песен: «Про Сережку Фомина», «Песня о госпитале», «Штрафные батальоны», «Братские могилы» и т. д.
Творчество В. Высоцкого в 1964-1970-е годы
В 1964 году в песенно-поэтическом творчестве В. Высоцкого обозначился новый этап. Высоцкий стал актером Театра на Таганке. Разрабатываемая им «блатная» тема к этому моменту стала себя исчерпывать. Высоцкого уже не удовлетворял типовой образ, перемещавшийся из одного произведения в другое. Со второй половины 60-х годов песенный театр Высоцкого стала пополняться новыми поэтическими ролями. Актуальные сюжеты и персонажи «вырастали» из ранних произведений поэта. Военные произведения 1964 года оказались «преемниками» уголовных песен. В песне «Банька по белому», написанной в 1968 году, лагерные мотивы поднялись до уровня трагических обобщений.
На этом этапе творчества Высоцкий часто использовал прием иносказания (например, в произведении «Песенка ни про что, или, что случилось в Африке»).
Еще одним образным приемом, использовавшимся В. Высоцким, был гротеск, идущий от традиций М. Салтыкова-Щедрина и Н. Гоголя («Бал-маскарад»).
В 1970-е годы в творчестве Высоцкого постепенно нарастали исповедальные традиции, но ролевая лирика сохранялась и развивалась. В этот период поэт проявлял интерес к теме неизбежного ухода человека из жизни. Например, в песне «О фатальных датах и цифрах» Высоцкий проводит «поэтические подсчеты», показывает символический смысл и роковую предопределенность, которая обусловила раннюю смерть С. Есенина и М. Лермонтова. «Роковой рубеж», связанный с цифрой 37, не преодолели В. Маяковский, А. Пушкин, Дж. Байрон.
В последние годы своей жизни поэт соединял в песенно-поэтическом творчестве мотивы, темы, образы и сюжеты, разрабатывавшиеся им в прежние годы. снова в лирике поэта появился маргинальный герой, но теперь он смотрит на мир через призму гамлетовского опыта.