Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Творческая эволюция В.Я. Брюсова

Определение 1

Пролеткульт — это массовая литературно-художественная и культурно-просветительская организация при Наркомате просвещения, которая существовала в 1917-1932 гг.

Философские взгляды В.Я. Брюсова на поэзию и поэта на первом этапе творчества

Реакция на Октябрьскую революцию 1917 года у представителей российской культурной элиты была разной. В.Я. Брюсов поддержал революцию и большевиков, усмотрев в них большой культурный потенциал. В то время, когда многие деятели дореволюционной культуры переживали кризис, который приводил их к неприятию переворота, Брюсов увидел в большевиках что-то экзистенциально близкое и родное. Поэтому он, несмотря на дистанцию, которая отделяет представителя искусства от рабочего класса, считает важнейшим делом российской культуры наставлять и поддерживать тех, кто имеет способность к поэтическому мастерству.

В. Я. Брюсов как основатель символистского движения в России на первом этапе творческого пути придерживается принципов самоценности поэтического слова, его важной роли в организации человеческого бытия. К 1904-1905 гг. эта самоценность доводится до положения о верховенстве поэзии над жизненным опытом. Брюсов считает, что у поэтического слова есть особое свойство – удивительным образом обустраивать жизнь и направлять ее по руслу, заданному поэтом. Это положение соответствует символисткой концепции жизнетворчества, которая была подобно разработана А. Белым.

В 1905 году поэт настаивает на то, что поэзия и реальная жизнь художника имеют неразрывную связь. По мнению Брюсова поэтическим строчкам как воплощению творчества должно предшествовать творческое изменение жизни художника. Поэт считает, что в первую очередь художник творит свою душу. И лишь после этого он может излить свою обновленную душу в поэтических метрах. Перед читателем в настоящем произведении всегда предстает душа поэта. Именно душа художника, по Брюсову, и является предметом искусства, а в способности увидеть душу автора скрывается источник истинного эстетического наслаждения.

«Творческая эволюция В.Я. Брюсова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Интерес молодого Брюсова к спиритизму обусловлен его попытками вырваться за рамки видимого мира с целью создания новой духовной реальности. Н.А. Богомолов считает, что спиритические опыты и сеансы Брюсова оказываются полным аналогом художественного творчества – жизнетворчества.

Гносеологическая концепция В.Я. Брюсова 1900 г. находится в рамках символистского миропонимания. Он считает, что за искусством, особенно за поэзией, скрывается сила, которая преобразует человеческое бытие.

В целом, к середине 20 века Брюсов отстаивает принципы идеалистической философии и считает себя учеником Вл. Соловьева. Для него русский символизм был не просто литературным течением, а выходом к высшей реальности.

Второй период творчества Брюсова

Начиная с 1906 года, Брюсов постепенно отходит от сверхэстетических задач декадентства-символизма и выступает только за свободное отображение реальности. В 1909 году В.Я. Брюсов пишет статью «Литературная жизнь Франции», в которой рассуждает о таком феномене, как научная поэзия.

Определение 2

Научная поэзия – это поэтическое направление, которое преследует цели художественного раскрытия смысла научных истин.

Брюсов считает, что искусство и наука в освоении микро- и макрокосмоса должны идти вместе.

Понимание символистской эстетики Брюсовым расходится с теургическим направлением младосимволизма. М. Бахтин отмечает, что изначально В. Брюсов шел путем «идеализма». По такому же пути шел Бальмонт. Для этих поэтов символ – это только слово, и им неважно, скрывается за словом что-то или нет. Символ для них не выходит из языкового плана. А новизна предметов мира внешнего зависит от внутреннего состояния поэта. Поэты, которые шли по второму пути – «реализма» (А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб) – стремятся к постижению сокровенной жизни сущего. Для них символ является не просто словом, характеризующим впечатление от вещи, это не объект души поэта. Для них символ – это реальная сущность вещи.

В 1910 году В. Брюсов отвергает понимание символизма как эстетического явления, превосходящего по конечным целям поэтическую практику.

В 1910-х гг. поэт начинает рассуждать об упадке поэтики символизма. Брюсов пишет о том, что темы у символистов исчерпаны, говорит о клише, повторах и подражаниях. Для самого поэта упадок символизма означал и окончательный крах идеалистической концепции.

Брюсов, считает себя основоположником русского символизма и возлагает именно на себя ответственность за историческую судьбу этого направления. А вершить эту судьбу Брюсов решает по модели развития культуры Европы. Эту модель, в первую очередь, Брюсов использует для эволюции собственных взглядов. Если в 1900 г. Брюсов считает душу идеальной субстанцией, то в 1914 году приходит к мысли о том, что душа является всего лишь формой.

Творчество В. Брюсова в послереволюционную эпоху

Известно, что революция на В. Брюсова произвела колоссальное впечатление. Он восторженно принимает идею о новом социальном устройстве, призывает к выработке нового поэтического языка. А именно языка для восхваления заслуг российского пролетариата. Бывший декадент-символист вдруг осознает, что изменить мир можно силой пороха, а не силой поэтического слова. В октябрьских событиях Брюсов видит рождение новой культурной эпохи, имеющей глобальное значение. По мнению поэта, новая литература должна отображать социально «новое» и выработать новые формы, которые соответствуют новым жизненным ритмам. Так как это «новое» видится в радужном свете, то и поэтика должна расцвести в совершенно новой школе, которая вдохновится новыми формами мировоззрения. Новая школа – это пролетарские поэты. После 1917 года Брюсов отделяет теургические идеи преображения бытия от идеалистической составляющей культуры и поддерживает идеи о ее социально-материалистической составляющей.

В. Я. Брюсов, став основателем «русской литературной Ленинианы», пренебрегает заветами, которые были изложены им самим: поклоняйся искусству, не живи настоящим. Однако несмотря на все его старания стать частью новой эпохи, стать «поэтом новой жизни» Брюсову не удалось.

Потомки чтят и любят Брюсова-декадента и символиста.

Наиболее известные произведения В.Я. Брюсова:

  • «Иматра»
  • «Египетский раб»
  • «Крысолов»
  • «Первый снег»
  • «Максиму Горькому в июле 1917 года» и т.д.
Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot