Художественный концепт – это отражение художественной картины мира автора.
Биография Василия Федорова
Русский поэт и прозаик Василий Федоров родился в 1918 году в многодетной рабочей семье. Своей родиной писатель считает деревню Марьевка Кемеровской области. Когда Василию было 5 лет, от тифа скончался его отец. На детские плечи лег груз взрослых забот – Василий Дмитриевич работал пастухом. Затем стал работать пахарем, младшим счетоводом, водовозом, кассиром колхоза, помощником бригадира. Уже в 15 лет Федоров стал членом правления колхоза, секретарем первой комсомольской ячейки в Марьевке. Он учился в школе крестьянской молодежи, затем на рабфаке. Федоров посещал аэроклуб, о своем первом самостоятельном полете он даже написал очерк. Затем Василий Дмитриевич поступил в Новосибирский авиационный техникум, после работа на Иркутском авиационном заводе. В годы войны он был технологом литейного цеха, старшим мастером сборки истребителей.
Творческая деятельность В. Федорова началась в 1940 году. тогда в иркутской газете «Советская молодежь» были опубликованы первые стихи Федорова. В 1947 году в Новосибирске вышла книга поэм Федорова «Лирическая трилогия». Эта книга отличалась эмоциональной напряженностью действия, вниманием к современным проблемам и склонностью к афористическим обобщениям.
В 1950 году Федоров окончил Литературный институт имени М. Горького и продолжил работать над прозой. В 1953 году вышла документальная повесть «Зрелость», посвященная сталевару «Азовстали». В 1955 году писатель опубликовал повесть «Добровольцы», в которой рассказывает о жизни молодых новоселов на целинных землях.
В своих произведениях писатель опирается на опыт личной биографии. Он начинает разрабатывать тему Сибири и вводит в свои произведения сибирскую народную лексику, использует пословицы и поговорки, бытующие в народе. Позже тема Сибири перерастает в тему России.
В 1955-1959 гг. вышли книги Федорова:
- «Марьевские звезды»;
- «Лесные родники»;
- «Золотая жила»;
- «Дикий мед».
В 50-е годы В. Федоров создает ряд поэм с остроконфликтными сюжетами:
- Поэма-новелла «Белая роща»;
- Психологическая драма в стихах «Золотая жила»;
- Лирико-философская поэма «Седьмое небо».
Общей чертой поэм Федорова является склонность писателя к проблемам нравственности. В поэме «Далекая» Федоров поднимает тему мещанства, измельчания чистой души и призывает к борьбе с иждивенческой моралью и к духовно содержательной жизни.
Жанровое своеобразие поэм определяет синтез лирического и эпического начал. В одних произведениях при этом на первый план выходит лирическое начало, а в других преобладающей становится эпическая структура. Как правило, строго очерченный событийный сюжет пронизан эмоциональным присутствием поэта.
В романтической поэме «Седьмое небо» Федоров воссоздает эпоху строительства Днепрогэса и Магнитогорска, Турксиба и Кузбасса.
Тема Родины в произведениях В. Федорова
Федоров пишет: «Я люблю мою Россию». Значительное место в творчестве писателя занимает тема родины. По стихотворениям Федорова о родине можно определить его ценностные ориентиры, нравственные принципы, его понимание смысла жизни, назначения поэта и поэзии.
Слово «родина», образ родины являются одними из самых повторяющихся когнитивно-культурологических мотивов поэтического творчества Василия Федорова. В некоторых стихотворениях поэт слово «родина» и его производные выносит в название произведений, например:
- «Роднюсь с красавицей Москвой...»,
- «На родине моей повыпали снега...»,
- «Я гляжу на родные места»,
- «Над родной стороной...».
В понятие родины писатель включает прежде всего свою малую родину, село Марьевку. Для него имеет важное значение ощущение неразрывной связи с деревенской, крестьянской родиной. Слово «деревня» и «деревенский» в стихах поэта обретают обобщенное значение.
Нередко в своих стихах В. Федоров противопоставляет деревенскую и городскую жизни, что выражается в лексической оппозиции.
Сквозной темой поэзии Федорова является тема малой родины и воспевание ее своеобразной красоты. Часто в стихах поэта рядом со словом «Марьевка» встречается лексема «свет». И при этом обращает на себя внимание ассоциативная связь: Марьевка – тоска по родному краю.
Важную роль в описании малой родины играют образы природы родного края: трава, цветы, деревья, реки, родник, природные явления. Создавая поэтический образ родины, В. Федоров утверждает мысль о том, что русская природа и русская земля органически связаны с русской душой и русским сознанием. Поэт рисует образ родины через движение и пространство.
Понятие родины для Федорова тесно связано с представлением о родительском доме-пятистенке. Образ этого дома в разных текстах создается с помощью ряда бытовых деталей: предметов домашнего обихода, обстановки, еды и т.д.
Русская дорога – важная примета родины в произведениях В. Федорова.
Значительную роль в создании образа родины играет цветовая лексика. У Федорова пространство окрашено в радостные, светлые тона («черемуха белела», «белый снег», «розовые стоки» и т.д.).
Воплощения концепта «родина» в произведениях Федорова отождествляются с женщиной, матерью и наделяются человеческими чувствами. Поэт любит родину-мать, как сын. И любовь эта священна и возвышенна.
Родина у Федорова связана неразрывно и с образами отца, деда, односельчан. Могилы родных и близких людей для поэта – это тоже родина.
Воспоминания поэта о своей малой родине – это воспоминания о заводе, с которым связана молодость Федорова и начало его творческой деятельности.
Образ родины – России более масштабен по сравнению с образом малой родины. Прежде всего, Русь – это ее поля, леса, дороги, реки и озера. Это Россия с точными географическими координатами. Федоров часто использует топонимы: названия рек (Обь, Ангара, Катунь, Иртыш, Волга), наименования населенных пунктов (Тверь, Москва, Комарово), имена исторических лиц (Юрий Гагарин, боярыня Морозова, А. Никитин, А. Пушкин).
Поэт неоднократно в своих стихах обращается к столице России, Москве.
Поэт, как сын своей родины, готов встать на ее защиту, служить во имя ее блага.