Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тема пути в творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя: сравнительный анализ

Мистицизм - это способ восприятия и понимания мира, основанный на интуиции, эмоциях, иррационализме.

Литературные параллели в творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя

Б.В. Нейман отметил, что и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, обращаются в своем творчестве к образам города, в частности, к картинам петербургского захолустья. Лермонтов использует при описании домов приемы «натуральной живописи». Это описание близко к аналогичным местам в произведениях Гоголя. Оба писателя направляют свое внимание на схожие или тождественные явления быта, отражающие тенденции общественно-политического развития страны. Совпадает у них и угол зрения – сурово-критический.

Начало романа М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» сближается с началом «Шинели», но совпадают здесь не слова или отдельные элементы построения текста, а сам принцип – создание образа рассказчика с выраженными обиходно-речевыми приметами, иронизирующего над самим собой или действующими лицами. Такой образ отвечает потребностям молодой реалистической прозы.

Но это сходство не исключает расхождения в других отношениях. Так, Печорин, герой повести Лермонтова, совершенно не гоголевский. Любовная тема произведения тоже далека от гоголевских сюжетов. Не похож на забитых, жалких гоголевских чиновников и Красинский. Но важно другое – соприкосновение Лермонтова с Гоголем на основе общей идеологической тенденции. Оба писателя отрицательно относятся к «свету», критикуют и разоблачают его с демократической позиции.

Мотив дороги в творчестве Н. В. Гоголя

Так сложилось, что излюбленным образом в творчестве Н.В. Гоголя стала дорога. Герои произведений писателя всегда куда-то едут, и с ними непременно что-то происходит в пути. Когда Гоголя одолевали тягостные переживания и жизненные неурядицы, он стремился сменить обстановку, уехать. И каждый раз, когда намечался крах творческих планов, писатель отправлялся в путь. Дорожные впечатления и приключения помогали Гоголю развеяться, избавиться от хандры и обрести внутреннюю гармонию.

Н.В. Гоголь имел обыкновение именно в дороге обдумывать свои будущие произведения. Именно в пути его персонажи обретали свои очертания.

«Тема пути в творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя: сравнительный анализ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Мотив дороги является сюжетным стержнем многих произведений Н.В. Гоголя. Дорога – его духовный и житейский путь, его путь к спасению и истине. Дорога для писателя – это физическая потребность, это его лекарство от хандры. География путешествий Гоголя охватывает Москву, Петербург, Малороссию, Иерусалим, Западную Европу, Рим. Дорога ведет практически всем художественным персонажам писателя – как в прямом смысле, так и в символическом.

С дороги начинается поэма «Мертвые души» и дорогой же заканчивается. Но если в начале произведения Чичиков въезжает в город, полный надежд на скорое обогащение и безбедную жизнь, то в конце ему приходится бежать из него, чтобы спасти репутацию.

Замечание 1

Дорога для Гоголя – это олицетворение движения, внутреннего развития, самой жизни.

Когда Чичиков плутает в глуши по запутанным дорогам, это символизирует обманный путь, который он выбрал для своего обогащения. Суть дороги в «Мертвых душах» раскрывает фраза Коробочки, которая на вопрос Чичикова отвечает, что объяснить, как добраться до большой дороги не мудрено, да поворотов много.

В заключительной главе произведения содержится лирическое отступление о дорогах России. Автор сравнивает Русь с несущейся тройкой. В этом лирическом отступлении Гоголь соединяет две свои любимые темы: тему России и тему дороги.

Тема дороги в творчестве М. Ю. Лермонтова

Лермонтова называют «поэтом пути». Героями его произведений являются беглецы, странники, разбойники, пленники, трагически влюбленные, но при всей вовлеченности в жизнь остающихся одинокими в душе. Тема дороги поднимается в произведениях:

  • «Корсар»,
  • «Исповедь»,
  • «Кавказский пленник»,
  • «Джюлио» и т. д.

В «Корсаре» писатель дает образец чисто романтического пути, начинающегося с побега. Молодой человек после смерти горячо любимого брата бежит из дома без какой-либо цели и определенного направления. Его, как и всякого классического романтического героя, влечет что-то неведомое. Ему хочется опасностей и приключений. Герой поэмы в этом своем стремлении к необычному жажде приключений становится морским разбойником. Это бурное, но при этом бесцельное движение, постоянное кружение по морским волнам говорит об отчаянном поиске, об отсутствии пути.

Тема бегства, странничества, изгнания звучит и в поэме «Джюлио». Лермонтов в подзаголовке обозначает жанр произведения как повесть, так как это история жизни и любви молодого человека. Повествование в «Джюлио», как и в поэме «Корсар», построено в форме рассказа о прошлом. Этим обусловлена его особая элегическая интонация. Невозвратимость потерянного, путь в глубины памяти соответствуют романтической модели личности.

Герой произведения рассказывает о своей любви к Лоре. Местом действия повести является Италия, богатая вилла на берегу моря недалеко от Неаполя. Но уже в начале поэмы читатель узнает, что на месте свиданий теперь – могила Лоры. Романтического героя терзают муки совести, он чувствует себя виноватым в смерти возлюбленной, так как покинул девушку в разгар любви. Джюлио отправляется в Венецию, где встречает красавицу Мелину. Джюлио абсолютно счастлив с ней. Но однажды, войдя в комнату Мелины, он видит призрак Лоры. Позже Джюлио возвращается домой и находит могилу девушки. Джюлио уходит от светской жизни и снова бежит в чужие края.

Лермонтов не случайно выбрал направление движения – с юга на север. Герой произведения из мира развлечений и удовольствий отправляется в мир суровой реальности. Путь Джюлио – это возможность осознания своих грехов. В этом произведении путь является духовным возвратом. В поэмах Лермонтова часто встречается эффект замкнутого пространства и остановившегося времени. В его произведениях нередко кажется, что время течет назад, в прошлое, а действие построено как рассказ, обращенный к безмолвному слушателю. У героя такого произведения нет будущего.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot