Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тема эмиграции в творчестве С. Довлатова

Определение 1

Публицистика – это род произведений, посвященных актуальным проблемам общества.

Творчество С. Довлатова в эмиграции

С. Довлатов предпринимал многократные попытки напечатать свои произведения, однако получал отказы от журналов. Тогда писатель стал публиковать свои сочинения в самиздате и эмигрантских журналах «Время и мы», «Континент». За публикации в иностранных СМИ С. Довлатов в 1976 году был исключен из Союза журналистов СССР. После этого супруга писателя принимает решение эмигрировать, Довлатов же не хотел уезжать, и остался на родине.

Летом 1978 года по радио «Свобода» транслировалась повесть Довлатова «Невидимая книга». Затем писателя арестовали, избили и посадили на 15 суток за хулиганство. Довлатова выпустили, предупредив, что такой писатель советской стране не нужен. После этого он эмигрирует вслед за женой и дочерью. Причинами эмиграции Довлатова стали преследования, невозможность работать, отсутствие средств к существованию. Писатель сначала переезжает в Вену, затем в Нью-Йорк.

В США С. Довлатов вместе с другими эмигрантами открывает русскоязычную газету «Русский американец». Также писатель работает на радио «Свобода».

В скором времени начинается публикация книг Довлатова:

  • «Соло на ундервуде»,
  • «Невидимая книга»,
  • «Компромисс»,
  • «Заповедник»,
  • «Зона»,
  • «Наши» и др.

К середине 80-х годов писатель добился значительного читательского успеха. Его произведения стали печатать в престижных журналах, таких как «Нью-Йоркер» и «Партизан Ревью». С. Довлатов стал вторым русским писателем после В. Набокова, чьи произведения публиковались в журнале «Нью-Йоркер». Такой успех у американского читателя по мнению И. Бродского связан с особой тональностью Довлатова – тональностью отдельной личности, не позволяющей навязать себе статус жертвы, человека, свободного от комплекса исключительности. В своих произведениях он говорит как равный с равными, смотрит на людей как бы со стороны.

В эмиграции С. Довлатов провел двенадцать лет, и за это время издал в Европе и США двенадцать книг. В СССР Довлатова знали по самиздату и передаче на радио «Свобода». В августе 1990 года писатель скончался от сердечной недостаточности.

«Тема эмиграции в творчестве С. Довлатова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Канонический жанр С. Довлатова – книга, «прочитываемая за один вечер». При этом примечательно, что его проза не вызывает ощущения урезанности или сухости манеры. Как отметил лингвист В. Ронкин проза С. Довлатова создает у читателя «ощущение языкового комфорта».

Замечание 1

В России слава к Довлатову пришла сразу после смерти. Первой большой книгой писателя, изданной в России, стала книга «Заповедник».

Эмиграция для С. Довлатова стала спасением, дала ему возможность писать книги, публиковаться и свободно выражать свое мнение. Именно эмиграция во многом сформировала уникальный стиль Довлатова – точный и лаконичный.

Художественное своеобразие прозы Довлатова

Творческий пути С. Довлатова – это отражение отечественной социокультурной ситуации второй половины 20 века. По мнению Т. Скрябиной, неприятие Довлатовым сложившихся норм, правил общественного поведения, где безумие становится естественным, а доброжелательное, интеллигентное отношение – чем-то из ряда вон выходящим, а также сложные отношения с властью, и эмиграция вкупе с установкой писателя на постоянный художественный поиск оказали значительное влияние на особенности его творчества.

Ряд исследователей, среди которых И. Серман, А. Арьев, А.С Карпов, считают, что оригинальность манеры С. Довлатова связана с его стремлением к описанию жизни героя, находящегося на низших ступенях социальной лестницы, часто не имеющего средств к существованию, но при этом обладающего высокими духовными качествами.

А Н. Елисеев и А. Батчан отмечали особую манеру писателя изображать реальность. В текстах Довлатова нет подробных описаний событий, рассуждений о том, как следует жить. В них представлены лишь факты повседневной жизни, изложенный простым, лаконичным, точным языком.

Е.С. Померанцева, И. Сухих обращают внимание на форму текстов Довлатова, которые делятся на множество самостоятельных произведений (анекдотов, рассказов) и объединяются воедино образом рассказчика.

По мнению О. Вознесенской и А. Генис, центральная тема произведений Довлатова – апология лишнего человека.

Тип героя-эмигранта в произведениях Довлатова

При изучении творчества Довлатова особый интерес вызывает проблема героя. Н. Анастасьев в творчестве С. Довлатова выделяет три типа героев:

  • «люди преуспевающие» (к ним он относит номенклатурных работников);
  • «фигуры обочинные» (аутсайдеры);
  • эмигранты.

И. Сухин классифицирует героев Довлатова следующим образом:

  • «номенклатурные единицы»;
  • «диссиденты».

Особое место среди «диссидентов» занимают «внутренние эмигранты».

Сам Довлатов классифицирует только образы эмигрантов и делит их на следующие группы:

  • Политические эмигранты;
  • Художественные эмигранты;
  • Экономические эмигранты;
  • Авантюрные эмигранты.

Эмигранты Довлатова, в отличие от эмигрантов Г. Газданова, В. Набокова, Тэффи и т.д., не страдают по родине, а пытаются вписаться в чужую жизнь. Эмигранты в произведениях Довлатова – это «инакомыслящие» люди, не принимающие систему и правила игры, пишущие, рисующие, думающие по-своему.

Основной чертой типа «внутреннего эмигранта» является неприятие законов современного общества, и это находит выражение в особом типе поведения такого героя, который на жизнь зарабатывает подметанием улиц или работой в котельных.

Экономические эмигранты – это люди, сумевшие удовлетворить свои потребности в материальных благах, устроивших на тяжелую, но хорошо оплачиваемую работу. К таким героям можно отнести Алика и Лору из «Иностранки», Бориса Головкера из «Встретились, поговорили».

По утверждению Довлатова, авантюристы – вечно недовольные люди, попавшие в Америку случайно: кто-то поругался с женой и уехал, кто-то захотел послушать Гиллеспи. Для них необходимость работать оказалась неожиданностью. Авантюристы нашли выход из этой ситуации, согласившись жить на пособия.

Художественные эмигранты, по классификации Довлатова, это люди творческих наклонностей – художники, писатели, искусствоведы, редакторы, журналисты. Причина их эмиграции – поиск творческой свободы. Художественным эмигрантам труднее всего, так как они не собирались менять профессию, не знали языка, а жить на пособие считали постыдным. Довлатов их называет неудачниками, несмотря на то, что многие были когда-то знаменитостями.

Довлатов пишет о сложной, часто трагической судьбе людей, которые оказались в эмиграции.

Дата последнего обновления статьи: 13.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot