Психологизм в литературе – это углублённое изображение психических, душевных переживаний.
Красной нитью в романе «Братья Карамазовы» проходит тема детства, но в то же время она не выделяется в качестве центральной. Тему детства можно определить как фоновое звучание голоса автора, но писатель, обращаясь к ней, выполняет следующие задачи:
- раскрывает самые существенные стороны жизни героев;
- выявляет зависимость их характеров от обстоятельств взросления.
В то же время Достоевский неоднократно обращается к детству как к символу нежности, чистоты и т.д., тем самым тема детства в романе приобретает метафорически-аллегорическое звучание. Писатель создает в произведении особый образ детства: с одной стороны, трагический и реалистичный, а с другой – романтический, высокий и жизнеутверждающий.
Детство Дмитрия
Детство Дмитрия, Ивана и Алексея нельзя назвать счастливым в общепринятом смысле. Жизнь начинается с потери матери, с трагедии, как для сына Федора Павловича от первого брака, Мити, так и для Ивана и Алексея, детей от второго брака. Для детей единственным источником любви становится слуга Григорий и его жена. Братья, «брошенные» отцом, живут у чужих людей. У чужих людей они находят заботу и сострадание. Объективные обстоятельства взросления братьев Карамазовых весьма трагичны. Писатель не останавливается на их описании подробно, обозначает только главные обстоятельства.
Дмитрий Карамазов остался без матери в трехлетнем возрасте. Сначала мальчик оказался на попечении Григория. Затем он попала в дом двоюродного дяди со стороны матери, затем тетки и т.д. Дмитрий сменил четыре семьи и четыре дома, и неудивительно, что он рос в убеждении, что имеет некоторое состояние и по достижении совершеннолетия станет независимым. Отца своего Дмитрий увидел после совершеннолетия. Это была первая встреча Дмитрия с отцом. Митя был уверен в том, что отец его обманывает по поводу его состояния и остается ему должен. Этот факт стал завязкой главного конфликта произведения.
Несложно проследить, что источником конфликта Дмитрия с отцом является детство Мити, в котором не было любви, отеческой заботы и понимания. Отсутствие любви детстве, ощущение заброшенности и ненужности для любого человека губительно, это факторы развития, деформирующие личность.
В образе Дмитрия Карамазова поражает его надорванность, необузданность, трагическая наполненность мыслей, переживаний, поступков. Дмитрий, в детстве лишенный любви, не может распорядиться своей любовью, которая приобретает черты фанатической, буйной, нездоровой привязанности к Грушеньке. Любовь Мити выходит за рамки традиционных преставлений о должном и сущем. Он отказывается от любви умной, красивой, богатой, «порядочной» Катерины Ивановны, и добивается любви Грушеньки, которую оспаривает у собственного отца. Но в конце концов, первая его предает, а вторая готова принять рядом с ним любую судьбу. Это для писателя является традиционным способом утверждения нравственной чистоты женщины.
Тему детства писатель разрабатывает через идею сострадания и его возвышающую и очищающую силу. Эта идея является одной из основных в творчестве Достоевского.
Детство братьев Карамазовых, самое начало их жизни отмечено страданием. Возможно, именно пройдя через него, они вырастают честными, достойными, порядочными людьми, способными понять ближнего, принять и постичь Бога.
Детство Ивана и Алексея
Детство Ивана и Алексея немного отличается от детства Дмитрия. Мальчикам посчастливилось попасть в семью единственного наследника генеральши, воспитательницы их матери. Ефим Петрович Поленов, «благороднейший и гуманнейший» человек, встретил Ивана и Алексея с лаской и искренно полюбил их, особенно Алексея. За Иваном Ефим Петрович признавал необыкновенные способности, но заменить ему отца так и не смог. Душевная травма Ивана, детская рана, была настолько сильной, что ему было сложно «оттаять», он рос угрюмым и замкнутым, неробким, но проникнувшим в то, что они все-таки растут в чужой семье, на чужих милостях, а отец у них такой, «о котором и говорить стыдно».
Алексей же, наоборот, с готовностью принял любовь и заботу, и щедро делился своей искренней, чистой, не обезображенной любовью. Образ Алексея – это продолжение образа князя Мышкина в творчестве писателя, с одной только разницей, что Мышкин отторгается людьми как что-то ущербное и чужое, а Алексей безоговорочно принимается всеми героями произведения. К нему обращаются как к судье, признавая его природную мудрость, нравственное превосходство, которые продиктованы неподдельной, искренней любовью, живущей в нем с детства. Алексея любят все – и братья, и Грушенька, и Катерина Ивановна, и Илюша, и Коля Красоткин. Его любил в семье, в которой он рос, любили сверстники. Даже отец, который, казалось бы, уже неспособен полюбить, и тот его полюбил. Алексей не помнил обид, очень любил чтение и уединение, был целомудрен и стыдливы. В двадцатилетнем возрасте Алеша встретился со старцем Зосимой, к которому очень привязался. Именно эта встреча и определила судьбу Алеши.
Достоевский вскользь описывает детство братьев Карамазовых, и считает, что это описание необходимо для дальнейшего повествования. Возможно, потому, что личность человека формируется именно в детстве. В детстве формируются основы его нравственной и духовной культуры. Но возникает вопрос – может быть, уход из родного дома, взросление вне влияния порочного отца, несмотря на всю трагичность, позволил братья стать достойными, нравственными людьми?
И все громче этот вопрос звучит при сравнении братьев с ребенком, появившимся и выросшем рядом с Федором Павловичем, являвшимся, возможно, его незаконнорожденным сыном от Лизаветы Смердящей, городской юродивой. Отсюда и фамилия – Смердяков. Он стал приемным сыном все того же Григория. Марфа и Григорий воспитали его, но мальчик рос диким, «безо всякой благодарности». Смердяков в детстве любил вешать кошек и затем их хоронить. Он с детства всех ненавидел и презирал, даже Федора Павловича, по-своему любившего его. В детстве Смердяков убивал кошек, в зрелом возрасте он убил человека. Достоевский еще раз прослеживает связь, показывает, как важно то, что происходит в детстве человека и как оно влияет на последующую жизнь.