Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Своеобразие романтизма М. Ю. Лермонтова

Определение 1

Романтизм – это литературное направление, в котором выдвигается новая система ценностей: следование природе, превосходство воображения на рассудком, культ творчества, стремление к свободе.

Романтизм в поэмах М. Ю. Лермонтова

Романтизм как направление в литературе сформировался в конце 18 – начале 19 века в Западной Европе. Романтики в своих произведениях изображают внутренний мир человека. его страстей и чувств. Герой романтических произведений – глубоко чувствующая личность, находящийся в мире, который не соответствует его представлениям о жизни, его идеалу. Основными темами романтических произведений являются:

  • Тема одиночества;
  • Тема поиска идеала;
  • Тема бегства от реальной действительности;
  • Тема внутренней и внешней свободы.

Различают два типа романтизма:

  • Английский – мятежный, активный, богоборческий;
  • Немецкий – философский, созерцательный.

В России романтизм как литературное направление сформировался к 1820-м годам. У истоков русского романтизма стояли последователи немецкой традиции романтизма – Батюшков, Жуковский. Развивалось направление романтизма в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Идеалом для них стал Байрон и его романтический герой.

В творчестве М. Ю. Лермонтова отражается общая закономерность развития отечественной литературы 20-30-х годов – от романтизма к реализму. Но Лермонтов, владея методом реализма, не отказался от романтизма. В творчестве поэта оба метода выступают в сложном синтезе. Ярким примером этому являются поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…» и «Мцыри».

Замечание 1

«Мцыри» является последней чисто романтической поэмой М. Ю. Лермонтова.

В ней можно выделить все характерные для лермонтовского романтизма мотивы:

«Своеобразие романтизма М. Ю. Лермонтова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Тема одиночества и изгнания;
  • Тема воли и свободы;
  • Проблема борьбы и бунта;
  • Проблема человека и природы.

«Мцыри» продолжают традицию кавказских поэм А. С. Пушкина, но основу сюжета поэмы Лермонтова составляет ситуация бегства на родину, к людям (у Пушкина – ситуация бегства от цивилизации). Тема бегства из монастыря часто звучит в произведениях М. Ю. Лермонтова. Однако монастырь у него не связан с религией, верой. Для главного героя поэмы бегство из монастыря не означает безверие. Монастырь в духе романтизма означает темницу земного бытия, и именно из нее стремится вырваться Мцыри. В герое поэмы воплощен порыв к свободной, подлинно человеческой, полноценной жизни. основная черта Мцыри, определяющая весь его образ – духовная связь с родиной, стремление хоть ненадолго оказаться на родной земле. Кавказ – романтический идеал Мцыри, к которому он стремится и ради которого жертвует жизнью.

У Лермонтова вольная южная природа является символом романтической свободы. Герой его поэмы превыше всего ценит свободу, а время, которое он провел в монастыре, для него лишь существование. Истинной жизнью для Мцыри стали три дня, проведенные на свободе.

Романтические черты проявляются и в композиции поэмы. Поэт не рассказывает подробно о жизни героя в монастыре. Лермонтов описывает лишь самые напряженные, самые важные моменты в судьбе Мцыри.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» написана в народном духе. В ней Лермонтов воссоздает стиль народной русской поэзии и наделяет купца Калашникова чертами героя народного эпоса.

Эта поэма – не полностью романтическое произведение, однако в ней много романтических черт. Для творчества романтиков характерно само обращение к средневековому прошлому Родины. Калашников – мятежный герой. Но смысл произведения не исчерпывается бунтом, протестом Калашникова, ее смысл заложен в народности.

Романтические черты в стихотворениях Лермонтова

В своей лирике Лермонтов опирался на традиции русской поэзии, продолжал дело Пушкина и Байрона, чья поэзия была созвучна политическим и художественным идеалам декабристов.

Лермонтову Байрон был интересен своим творчеством, и в течение всей поэтической деятельности он сохранял для русского поэта свое значение. Байрон является и темой лирики М. Ю. Лермонтова.

Лермонтов в ранней поэзии ярко воплотил основные принципы романтизма. Главными темами ранних стихов поэта являются: дружба, природа, взаимоотношения людей, любовь, жизнь и смерть, социально-политическая борьба, человек и мироздание. Особо важное значение среди них приобретает философское осознание места, бытия, роди человека в нем.

Принципы романтизма в ранней поэзии Лермонтова прежде всего воплотились в характере лирического героя – он одинок, мятежен, не принимает реальность и ищет единения с вольной природной стихией, отдается сильным чувствам.

В 1830-1831 годы творчество Лермонтова формировалось под впечатлениями от французской революции и крестьянских восстаний, постоянно вспыхивавших в России. Поэзия Лермонтова в этот период была проникнута ожиданием народной революции.

В стихотворении «Парус» Лермонтов описывает подлинно романтический пейзаж. Состояния природы призваны донести до читателя самые важные оттенки поэтической мысли. Произведение аллегорично, со значимым подтекстом. Лермонтов восстает против бездумной, бесцельной жизни, на которую обречено современное ему поколение. Автор отказывается от счастья, предлагаемого ему жизнью, и готов бороться с бурей за будущее своего народа и страны.

А сознание собственной исключительности в мире, в котором царствует посредственность, вызывает у лирического героя ощущение горестного одиночества.

Этот характерный для романтической лирики Лермонтова мотив звучит и в стихотворениях, посвященных природе. В них природа совершенно особенная – все в ней подчиняется тем же законам, что и в мире людей. В ней разыгрываются те же драмы, что и в человеческом мире.

В лирике часто встречается прием одушевления природных явлений. Но Лермонтов первым из русских поэтов стал применять сравнения из мира природы к человеку. Например, Демона он сравнивает с «вечером ясным». Природа в поздней лирике Лермонтова предстает умиротворенной, спокойной, воплощает гармонию и совершенство. Однако гармония природы часто противопоставляется дисгармонии в душе человека.

Замечание 2

М. Ю. Лермонтов является последним представителем революционно-дворянского романтизма и создателем социально-психологического течения критического реализма.

Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot