Художественный вымысел — это результат творческого воображения писателя, воплощающий его мировоззрение.
История создания, жанр, направление произведения
Повесть «Пиковая дама» является одним из самых авантюрных и интригующих произведений в духе романтизма. А.С. Пушкин не только красиво описывает известную историю, но и вкладывает в нее всю изобретательность своего литературного гения.
В основу сюжета произведения легла реальная история. Знакомый А.С. Пушкина, князь Голицын, был заядлым карточным игроком и сумел отыграться благодаря советам своей бабушки Н. П. Голицыной. Она посоветовала внуку поставить все на три определенные карты. Именно Наталья Петровна Голицына является прототипом пиковой дамы. Она была знакома с фокусником и магом Сен-Жерменом. По словам Голицыной, он был неравнодушен к ней, поэтому и поделился заветной тайной.
Известно, что и сам А.С. Пушкин часто испытывал удачу, о чем свидетельствует его отличное знание тонкостей игры и хорошее понимание карточных терминов.
Повесть была написана в 1833 году, во время нахождения А.С. Пушкина в Болдине. Опубликовано произведение в 1834 году.
Жанр «Пиковой дамы» принято определять как повесть. Этот жанр подразумевает средний объем, одну сюжетную линию, участие второстепенных персонажей. По мнению литературоведов, «Пиковая дама» - первое произведение Пушкина, открывающее цикл дальнейших размышлений писателя о человеческих пороках и наказаниях за них. Повесть относится к направлению романтизма. Эпоха, когда создавалось это произведение, была временем мистического томления по недостижимому идеалу, периодом, когда вымышленные миры проникали в реальный мир, и даже проницательному читателю сложно определить, было ли волшебство на самом деле или автор изобразил всего лишь сон героя? В «Пиковой даме» остается непонятным, кто довел Германна до сумасшествия – досадный проигрыш или же магия карт?
Тематика, проблематика, основная мысль произведения
По своей проблематике «Пиковая дама» является философской повестью. А.С. Пушкин в этом произведении обращается к широкому кругу философских проблем:
- Человек;
- Судьба;
- Свобода нравственного выбора;
- Свобода и зависимость;
- Закономерное и случайное;
- «Злодейство», лицемерие, алчность;
- Игра.
Главный герой повести вступает в неравный поединок с судьбой, убежденный, что благодаря трезвому расчету ему удастся достичь заветной цели. Пиковая дама становится не просто картой в игре Германна с судьбой. Она становится местью судьбы, Германн сам оказывается картой в более крупной игре, и его «карта бита».
Сюжет повести основывается на игре случайностей, закономерности и необходимости. И каждый герой при этом связан с определенной темой:
- через образ Германна раскрывается тема социальной неудовлетворенности;
- через образ графини Анны Федотовны – тема судьбы;
- через образ Лизаветы Ивановны – тема любви. Образ Лизаветы связан и с темой социального смирения;
- образ Томского связан с темой незаслуженного счастья.
Одни герои повести, например, Томский, избраны судьбой. Другие же, такие как главный герой, стремятся поймать удачу. Но удача – удел Томского, а участь Германна – неудача.
Повесть «Пиковая дама» - это вершина размышлений писателя о роли судьбы и рока в жизни человека.
Роковое стечение обстоятельств обрекает Германна на сумасшествие. Ему суждено поплатиться за то, что он не сдержал слова, не выполнил условия старой графини. И даже если отбросить в сторону мистику, его алчная, беспринципная погоня за богатством не могла окончиться по-другому. Пушкин призывает не пытаться обмануть судьбу.
Германн пользуется искренней любовью Лизаветы, чтобы выведать тайну, а девушка слепо верит ему, не замечает его лицемерия. Через взаимоотношения Германна и Лизаветы автор раскрывает тему равнодушия к окружающим людям: Германн готов идти по головам ради достижения своей цели. Он идет к позитивной цели мерзкими путями, и потому его дело обречено на провал. Запугивая старуху, обманывая девушку и весь свет, Германн обретает желанный успех, но теряет себя.
Лицемерие помогает Германну добиться цели. Свет принимает его успех за чистую монету. Но окружающие завидуют удаче Германна, желают ему поражения, сохраняя при этом вид доброжелательности и почтительности. Лицемерие свойственно не только главному герою, ею пронизан весь высший свет.
Германн добивается богатства ради признания окружения. В мире балов и салонов ценится только материальное благополучие. Поэтому проблема заключается не в одном человеке, а в самой системе, в которой все имеет денежный эквивалент.
Зависимость от постоянного ощущения азарта, игра с фортуной – лишь одна грань произведении. Главная идея, которую преследовал автор повести – это ироническое воплощение типичного романтического героя. Не случайно Германн является именно немцем. Пушкин критически оценивал романтизм, родиной которого считается Германия. Даже в «Руслане и Людмиле» Пушкин иронизирует по поводу его канонов, далеких от жизни. Пушкин осуждает оторванность романтизма от действительности. И в первую очередь свою критику он обрушает на главного героя. Германн, несмотря на веру в магию карт и мистический уклон повествования, остается обычным мещанином с банальными ценностями. Его возвышенно-показная натура не меняется к лучшему от волшебства, так как он его применяет в низких, алчных целях. Основная мысль повести «Пиковая дама» заключается в том, что никакие внешние романтические атрибуты – незаурядность характера, азарт, мистика – неспособны помочь герою избавиться от мерзости и пошлости.