Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Литературные манифесты писателей-романтиков

Определение 1

Литературный манифест – это жанр литературной декларации, форма изложения эстетической программы течения, направления или школы.

Сущность понятия «манифест»

Жанр литературного манифеста зародился в 19 веке. Слово «манифест» во Франции использовалось с 12 века в теологическом смысле – объявление воли Бога. В 16 веке оно дополнилось семантикой итальянского слова «manifesto» - «публичная декларация» и стало фигурировать в значении публичного объявления политической программы.

Определение 2

Манифест – это письменное заявление, в котором политические лица излагают свои взгляды либо объясняют свое поведение.

Статья: Литературные манифесты писателей-романтиков
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В 1828 году появилось новое определение манифеста.

Определение 3

Манифест – это письмо, цель которого - заявление о новых идеях.

В литературно-художественной практике романтизма манифест стал главной формой литературной саморефлексии и эстетической полемики. Это понятие первоначально использовали как обозначение текста «противника». Например, Стендаль в своей второй статье от 1825 года «Расин и Шекспир» дает подзаголовок: «Ответ на манифест против романтизма, произнесенный г-ном Оже на торжественном собрании Института», а в тексте называет речь сторонника классицистической поэтики И. Оже академическим манифестом.

В 1833 году была опубликована статья Д. Низара «О начале борьбы с легкой литературой», в которой он критиковал разрушительную легковесность романтических жанров – повести, романа и драмы, и в целом всем «романтические фантазии». Эта статья стала восприниматься как манифест литературных ретроградов.

«Литературные манифесты писателей-романтиков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Реже сами консервативно настроенные критики называли свои критические выпады «манифестами». В 1828 году Ш. Фарси выпустил «Манифест «Художественного журнала» против новой школы живописи, так называемой шекспировской, романтической и пр.».

Манифесты романтиков

Одновременно с негативным значением, в этот же период слово «манифест» наполняется и положительной семантикой». В 1824 году был опубликован «Манифест французской Музы» А. Гиро. Современники отмечали, что симпатии автора этого манифеста были на стороне «новой школы». А. Гиро считает, что новому обществу требуется новое искусство – «истинное, серьезное и интимное».

Ш. Сент-Бев в 1828 году в своей статье «Исторический и критический обзор французской поэзии и французского театра XVI века» называет статью Ж. дю Белле «Защита и прославление французского языка» «подобием литературного манифеста».

А в письме от 15 апреля 1829 года, адресованном редактору «Глоб», Сент-Бев называет свою книгу «Жизнь, поэзия и мысли Жозефа Делорма» последним манифестом новой школы.

Таким образом, понятие «манифест» оказалось прочно связано именно с «новой школой», то есть с романтизмом. В 1834 году Ж. Жанен публикует статью «Манифест молодой литературы», в которой выступает в защиту поэтики романтиков нового поколения. Основной задачей этого манифеста является не изложение собственной художественной программы, а стремление отразить нападки противников романтизма.

В том же году был выпущен манифест Э. Пюикузена «Южная литература. Манифест!», тоже пропитанный воинственно-критическим духом.

Параллельно с понятием манифеста появляется понятие «предисловие-манифест», так как в эпоху романтизма писатели часто превращали свои предисловия в довольно эпатажные эстетические декларации. Пародируя или высмеивая привычную функцию предисловий, ставивших целью рекламу сочинения и его автора и, как правило, не читавшихся, писатели использовали предисловие в качестве игрового нарративного пространства, устанавливающего связь с читателем через активное утверждение новой программы творчества.

Но знаменитое «Предисловие к Кромвелю» В. Гюго не сразу стали называть манифестом, именуя его первоначально как «литературные правила» и сближая этот текст с классицистическими поэтиками. Возможно, это было обусловлено тем, что сочинение В. Гюго было в первую очередь эстетической программой, а не своеобразным «боевым листком», хоть здесь большое место занимала критика старой эстетической системы.

Замечание 1

Сам Гюго называет литературным манифестом свой трактат «Вильям Шекспир».

Возможно, по той же причине – отсутствие агрессивной критики – «Введение» к «Этюдам о нравах» Бальзака не получило определения «манифест» ни у самого автора, ни у его современников.

В 1855 году была выпущена программа-проспект выставки живописи Г. Курбе «Реализм». Она была названа манифестом не художником, а писателем Шанфлери. В заглавии сборника Шанфлери «Реализм» не было слова «манифест», однако в статьях этого сборника присутствовали характерные «манифесту» интонации настойчиво-агрессивного утверждения собственных взглядов.

Таким образом, в первой половине 19 века жанровым содержанием манифестов становится одновременно и формулировка задач и принципов нового творчества, и опровержение позиции «старой школы». Поэтика литературы стала излагаться в форме манифестов в тот момент, когда задачей писателя стало стремление к изменению привычного курса литературного развития.

Литературные манифесты во второй половине 19 века

Особую роль в распространении манифестов сыграла периодическая печать. Наибольшую популярность собственно манифесты, содержащие программу художественного творчества, и предисловия-манифесты получили во второй половине 19 века, в период распространения натурализма и символизма. Тогда выросла потребность писателей в провозглашении разрыва с традицией и пересмотре литературного прошлого.

К манифестам натуралистического направления относятся:

  1. Предисловия братьев Гонкур к романам «Анриэтта Марешаль», «Жермини Ласерте», «Девка Элиза».
  2. Предисловие Э. Гонкура к роману «Братья Земганно».
  3. Предисловия Э. Золя к романам «Карьера Ругонов», «Тереза Ракен», «Западня» и т. д.

Но в этих манифестах писатели выступают не только от имени какого-либо течения или от школы, но в большей степени от себя.

Обобщающим документом натуралистической эстетики является «Экспериментальный роман» Э. Золя, содержащий статьи, письма, эссе.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot