Социалистический реализм – это творческий метод, который официальной советской эстетикой был провозглашен основным для сферы отечественного искусства и культуры.
Понятие социалистического реализма, история его возникновения
Д. П. Святополк-Мирский, один из выдающихся эмигрантских историков литературы, в 1926 году в своей статье «О нынешнем состоянии русской литературы»» перечисляет более двух десятков молодых талантов (среди них были Маяковский, Цветаева, Мандельштам, Есенин, Пастернак, Зощенко, Бабель) и с удивлением отмечает, что из стольких имен лишь одно «совсем белое». Также он отмечает, что «волевая форма», «волевая заразительность», необходимая для воспитания нации, для современной литературы характерна больше, чем для дореволюционной, и проявляется она очевиднее в СССР, нежели в эмиграции. Мирский делает вывод, что «русская литература находит больше радости жизни после Революции, чем находила до Революции».
В своей статье критик описывает объективный процесс. Однако начиная с 1930-х годов советское государство стремится придать ему жесткие формы. Оно пытается организовать так называемую литературную «фабрику оптимизма», при этом одновременно изолировав ее от внешнего мира.
Советские писатели еще в 1920-е годы достаточно много ездили на Запад, издавали книги в Берлине, некоторые произведения писателей-эмигрантов попадали в Россию. В эмиграции, в свою очередь, появляется сменовеховенство.
Сменовеховенство (от заглавия сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в 1921 году) – это идеологическое течение, призывающее интеллигенцию к примирению с установившейся властью во имя России, которая возвращается к «нормальному» пути развития.
Однако уже к началу 1930-х годов от этих контактов и надежд практически ничего не остается. Все быстрее опускается «железный занавес». В литературной и общественной жизни происходят событие, которые приводят к обрыву связи между двумя ветвями отечественной литературы.
После начала индустриализации и проведения мучительной коллективизации, партия решила всерьез заняться «неорганизованной» литературной деятельностью. Поэтому в 1932 году ЦК ВКП(б) приняло постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Согласно этому постановлению все прежние литературные организации приказывалось распустить и объединить тех писателей, которые поддерживали Советскую власть и стремились участвовать в социалистическом строительстве в единый союз. Первый всесоюзный съезд советских писателей собрался в августе 1934 года. На этом съезде было объявлено о новом едином методе художественного творчества, который получил название социалистический реализм. В Уставе Союза советских писателей дается следующее определение этого понятия:
Социалистический реализм - это основной метод художественной литературы и критики, который требует от художника исторически конкретного, правдивого изображения действительности в ее революционном развитии.
М. Горький, ставший главным докладчиком на съезде и первым председателем Союза писателей, говорил, что «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».
Социалистический реализм считался основным методом советской литературы на протяжении практически семидесяти лет. Первым произведением и образцом этого метода считалось произведение М. Горького «Мать». К литературе социалистического реализма относятся следующие произведения:
- «Разгром» (А. Фадеев);
- «Как закалялась сталь» (Н. Островский);
- «Поднятая целина» (М. Шолохов);
- Поэзия Маяковского и т. д.
Характеристика и способы использования метода социалистического реализма
Способы использования и характеристика метода соцреализма сильно отличаются от предшествующих направлений. Если классицизм, романтизм и реализм сначала возникали в конкретных произведениях как художественная реальность, а затем получали эстетическую формулировку, то социалистический реализм сначала был сконструирован и объявлен, а затем появились попытки воплотить его в жизнь.
Требованиями этого метода к искусству являются:
- Четкое разграничение добра и зла;
- Изображение действительности с точки зрения идеала;
- Наличие положительного героя – обязательное условие.
Эти требования сближают социалистический реализм с классицизмом. А. Д. Синявский пишет, что социалистический реализм по своему содержанию, герою и духу ближе к 18 веку, чем к 19. Поэтому с этой точки зрения соцреализм оказывается возвращением в прошлое, и получает название социалистический классицизм.
Важной особенностью этого метода является то, что существенное значение в нем имели не только художественные характеристики, но и идеологические (например, воспитание трудящихся, революционное развитие). Часто социалистический реализм понимался в качестве почетного знака, которым писатель награждался за хорошее поведение и усердие. Поздние защитники этого метода говорили о «социалистическом гуманизме», «народности», «эстетически открытой системе», однако не смогли найти ответ на два важнейших вопроса:
- «В чем состоит принципиальное отличие социалистического реализма от классического?»
- «Почему многие советской эпохи, которые прожили всю жизнь в Советском Союзе, так и не были удостоены чести называться социалистическими реалистами?».
Социалистический реализм – это не миф, а реальность советской литературы 30-70-х годов. Однако одновременно существовало большое число авторов, которые были равнодушны к его принципам либо не разделяли их.
Социалистический реализм, считавшийся вершиной развития мировой литературы, превратился в историко-литературное понятие, которое мало что поясняет не только в настоящем, но даже и в прошлом.