Конфликт — это столкновение противоположных взглядов действующих лиц художественных произведений.
Специфика пьес Вампилова
Во второй половине 20 века на смену пьесам бесконфликтного содержания пришли произведения, в которых поднимались актуальные проблемы современности. Пьесы А. Вампилова стали новым явлением в истории драматического искусства, определили новый этап его развития:
- «Старший сын»;
- «Прощание в июне»;
- «Прошлым летом в Чулимске»;
- «Утиная охота» и т.д.
Несмотря на художественную индивидуальность и самостоятельность каждой пьесы А. Вампилова, по мнению М.И. Громовой они все представляют единый цикл социально-нравственных исследований жизни с высоких гражданских позиций.
Автор в каждом произведении показывает героев в поисках нравственных и духовных ценностей, в периоды решающих испытаний, когда нужно совершить сложный выбор в непростой жизненной ситуации. И в этом прослеживается стремление герое изменить свою жизнь, жизнь окружающих в лучшую сторону, однако это не всегда получается. Следствием всего этого является противостояние отрицательной личности и положительного героя. Именно в самом противоборстве прослеживается традиционный подход, но благодаря сложному жанровому синтезу и психологизму конфликт приобретает драматичность и глубину.
В жанровом отношении пьесы А. Вампилова довольно сложно дифференцировать, так как большую часть из них сам автор называл «комедиями». Однако эти произведения по своему содержанию не совсем соответствуют этому определению. В связи с этим меняется и сущность конфликтного развития, определяющегося личными интересами персонажа, его характером, социальными проблемами общества, поступками героя. Пьесы А. Вампилова, по мнению М.И. Громова, с тревогой говорят о распространяющихся проблемах:
- Двойной морали, хамстве, жестокости как норме поведения;
- Исчезновении доверия;
- Исчезновении доброты.
Характер Колесова в пьесе «Прощание в июне»
А. Вампилов точно подмечает исчезновение человечности, доброты и взаимопонимания между людьми в обыденной жизни. Драматург заставляет зрителей и читателей задуматься о своем отношении к добру и злу, ненависти и любви, милосердию и жестокости, порядочности и подлости. В пьесе «Прощание в июне» писатель раскрывает характер студента Николая Колесова, променявшего любовь на диплом. После этого он стал жить спокойно, понимая, как высока цена его образования. Однако в порыве душевных переживаний и угрызений совести он рвет диплом. Этим он исцеляет душу, которая отравлена его собственной изменой своим идеалам, возлюбленной и самому себе.
На первом плане в произведении оказывается глубокий внутренний конфликт главного героя. В его действиях выявляются истоки предательства, подлости, утрата моральных ценностей.
Нравственный урок в пьесе «Старший сын»
В пьесе «Старший сын» нелепая, анекдотическая ситуация оборачивается для Бусыгина серьезным нравственным уроком. Ложь Бусыгина сталкивается с доверчивостью и простодушной открытостью окружающих. И герой пьесы уже не может признаться в обмане этим радушным, симпатичным, «ненормальным» людям. И он даже испытывает гордость, что от него ждут поддержки, что на него возлагают надежды. Критик С. Имехелова отмечает, что Вампилов строит интригу так, что душевная неустроенность и запутанность ложью преодолеваются с помощью встречи двух сознаний – наивно-утопического сознания Сарафанова и трезвореалистического сознания Бусыгина.
Сарафанов, который был в прошлом талантливым музыкантом, на фронте потерял слух и был уволен из оркестра, теперь играет на похоронах и считает, что это его тайна. Дети Сарафанова, Васенька и Нина, знают о тайне отца, но молчат, жалея его. В свое время от Сарафанова ушла жена из-за того, что он «не умеет жить». Однако он не ожесточился, не озлобился. Бусыгину, оказавшемуся рядом с ним, пришлось приспосабливаться. Однако на смену притворным чувствам приходят настоящие.
В рамках бытовой комедии А. Вампилов создал сложный драматический конфликт. В нем проблема нравственного выбора приобрела особую остроту из-за того, что герои приходят к решению через мучительные сомнения, раздумья и переживания.
Внутренний конфликт Зилова в пьесе «Утиная охота»
Практически всем героям произведений А. Вампилова присущ внутренний душевный конфликт. Например, инженер Зилов, главный герой произведения «Утиная охота», молодой, энергичный, здоровый человек, который не переживал никаких потрясений, не может найти свое место в жизни. Работа ему тягостна и ненавистна. Зилов циничен и жесток, он равнодушен к бедам близких. Узнав о смерти отца, он не торопится на похороны, а идет на свидание с молодой девушкой, которая ему совершенно безразлична. Зилов мечется, оскорбляя и отталкивая любимых и друзей, ломая мимоходом их судьбы. Точную оценку герою дает его жена, которая говорит, что у него нет сердца.
У Зилова очень сложный, противоречивый характер. Это человек, который утратил цель и смысл своей жизни, стал врагом не только окружающим, но даже самому себе. Его безнравственность убийственна, но Вампилов оставляет за ним надежду на возрождение. Писатель считает, что его герой способен испытывать стыд, сочувствовать и сострадать, и должен это делать. Именно поэтому Зилов неоднократно пытается начать все заново, измениться.
Пьеса А. Вампилова «Утиная охота» - это драма несостоявшейся личности.
В ней писатель пытается отыскать причины, которые приводят к нравственному оскудению человека. это произведение стало предостережением духовной деградации и морального разрушения личности. Сложные внутренние противоречия, беспощадное выяснение причин, которые скрываются за внешним благополучием героя произведения, приводят в результате к его саморазрушению.
Мотив утиной охоты в произведении А. Вампилова, по мнению критика В. Фролова, воспринимается как пробуждение героя пьесы, как зов к новой жизни. и он является основным в произведениях драматурга.