Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сферы употребления и разновидности (типы) древнерусского литературного языка

Определение 1

Старославянский язык – это литературно-письменный язык славян, зафиксированный в памятниках 10-11 вв. и продолжавший литературные традиции переведенных с греческого языка церковных книг.

Проблема происхождения древнерусского литературного языка: концепция И. И. Срезневского и А. А. Шахматова

Вопрос о происхождении и особенностях древнерусского литературного языка является актуальной проблемой лингвистики. По данному вопросу высказываются различные мнения, выдвигаются различные доводы. Сложность решения этой проблемы объясняется рядом причин, среди которых:

  • особенности культурно-языковой ситуации древнерусского государства;
  • отсутствие общепризнанных, единых критериев ключевых понятий, таких как нормированность, обработанность языка донациональной эпохи;
  • различие в оценках одних и тех же фактов, при которых одни исследователи признают определенные тексты относящимися к сфере литературного языка, а другие считают эти же тексты выходящими за рамки литературного языка.

Своеобразие культурно-языковой ситуации древнерусского государства обусловлено распространением на его территории в 10-11 вв. письменности на старославянском языке. Данную ситуацию исследователи характеризуют как старославянско-древнерусское двуязычие. Оно обусловило языковую неоднородность письменных текстов, в которых употребляются собственно древнерусские и славянские языковые элементы.

Замечание 1

В качестве самостоятельной научной дисциплины история русского литературного языка сформировалась в советский период.

Начиная с середины 19 века и до 30-х годов 20 века, господствующей была концепция И. И. Срезневского о церковнославянской основе русского литературного языка. Ученый в своей работе «Мысли об истории русского языка» говорит о том, что древнерусский литературный язык в своей основе был церковнославянским, и пришел на Русь в связи с принятием христианства. Затем в церковнославянский язык постепенно проникали элементы восточнославянского языка. Свое мнение Срезневский обосновал тем, что церковнославянский язык особенно близок в древнерусскому. Однако, если учесть, что в тот период все славянские языки друг другу были близки, аргумент Срезневского представляется недостаточно убедительным.

«Сферы употребления и разновидности (типы) древнерусского литературного языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Широкое распространение в русистике получила теория, разработанная академиком А. А. Шахматовым. Согласно этой теории, древнерусский литературный язык сформировался на базе старославянского языка. Шахматов в современном русском литературном языке считал первичными именно старославянские элементы, а народные восточнославянские элементы – вторичными, позднейшими. Эта концепция происхождения древнерусского литературного языка обосновывается в работах ряда современных авторов (Н. И. Толстой, Б. Унбенгаун, Б. А. Успенский).

Шахматов сопоставляет функционирование церковнославянского языка с аналогичным использованием латинского языка в качестве литературного в Западной Европе и утверждает, что в России с церковнославянским языком дело обстояло совершенно иначе. Старославянский язык был близким русскому языку, и потому никогда не был чуждым народу, в отличие от средневековой латыни западным славянам и германцам. Церковнославянский язык с первых лет существования на русской почве ассимилируется с русской народной речью. Письменные памятники 11 века доказывают, что уже тогда произношение церковнославянского языка утратило чуждый русской речи характер, обрусело. Уже в 11 веке русские люди относились к церковнославянскому языку как к своему достоянию.

Типы древнерусского литературного языка в концепции В. В. Виноградова

В 1940-1950 гг. широкую популярность приобрели взгляды С. П. Обнорского, обобщенные в книге «Очерки по истории русского литературного языка старшего периода». С. П. Обнорский исследовал язык древнерусских памятников («Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Русская правда», «Поучение Владимира Мономаха») и пришел к выводу, что древнерусский литературный язык сформировался на базе живой восточнославянской речи, а с церковнославянским (старославянским) языком столкнулся позднее, в 14 в. Концепция Обнорского о самобытном происхождении древнерусского литературного языка противоположна теории Шахматова.

В 1958 году В. В. Виноградов в своем докладе «Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка» выдвинул концепцию, согласно которой в результате взаимодействия восточнославянского и старославянского языков сформировались два типа древнерусского литературного языка:

  • народно-литературный, основу которого составлял народный древнерусский язык;
  • книжно-славянский, который базировался на старославянском языке.

Эти два типа литературного языка не только были противопоставлены другу, они между собой и взаимодействовали. Концепция Виноградова нашла отражение в ряде учебных пособий по истории русского литературного языка.

Книжно-славянский тип древнерусского литературного языка использовался преимущественно в письменности, которая обсуживала церковно-религиозную сферу. В частности, к произведениям данного типа относятся: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, сборник религиозно-поучительных сочинений «Изборник 1076 года», проповеди Серапиона Владимирского, произведения житийной литературы («Сказание о Борисе и Глебе», «Чтение о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Аврамия Смоленского» и т.д.).

К народно-литературному типу древнерусского литературного языка относятся исторические произведения, повествовательные сочинения, а также произведения светской литературы, например: «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», летописные своды («Повесть временных лет», Новгородская первая летопись 13-14 вв.). Известными памятниками народно-литературного типа являются «Повесть о походе Игоря Святославовича на половцев», «Моление Даниила Заточника» и т. д.

Дата последнего обновления статьи: 01.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot