Под термином русская литература понимают произведения, написанные на русском языке начиная с 10 века по настоящее время. Русская литература по истине представляет собой важнейший элемент русской культуры. Каждый период истории русской литературы имеет свои особенности и свои достижения. Далее в статье мы более подробно рассмотрим развитие русской литературы конца 18 века.
Литература второй половины 18 века была в большей степени ориентирована на дворянство. Для крестьянской среды в это время все также остается актуальным устное народной творчество, кроме того были и рукописные книги, в которых излагались народные повести. Одно из известных произведений, написанных в это время для крестьян, –произведение неизвестного автора «Плач холопов». «Плач холопов» был написан около 1767—1769 гг. Стихотворение является весьма правдоподобным и отражает эмоции крестьянства того времени. Это произведение появилось непосредственно перед началом крестьянской войны.
Литература второй половины 18 века представлена тремя основными литературными направлениями:
- классицизм
- художественно-реалистическое направление
- сентиментализм
Классицизм в русской литературе
Основной характерной чертой классицизма является точное соблюдение норм и правил в творчестве, ориентир на определенные образцы.
В России направление классицизма сформировалось позже чем в Европе. В Россию оно пришло вместе с европейскими произведениями искусства. Произведения этого направления коренным образом отличаются от форм и жанров, которые доминировали ранее. С развитием русского классицизма в литературе ассоциируется такие знаменитые фамилии как А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков и В. К. Тредиаковский. Они разрабатывали и развивали литературный язык, а также работали над такими формами как ода, сатира. Отдельно следует выделить М. В. Ломоносова, который творил в эпоху расцвета этого литературного направления. М. В. Ломоносов известен своими одами и поэмами написанные в классическом стиле.
Классицизм предполагает ряд определенных принципов:
- писатель изображает «идеальную» жизнь
- присутствует строгое разделение на добро и зло, прекрасное и некрасивое и т.д.
- деление жанров на высокие и низкие: к высоким относят трагедию, оду, эпопею, к низким – комедию, басню, сатиру.
- драматическое произведение должно было происходить в течении одних суток, в одном месте, не должно быть осложнено дополнительными эпизодами, в обязательном порядке произведение должно было состоять из 5 актов.
Яркими представителями русского классицизма в литературе были А.Д. Кантемир, Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, И.И. Хемницер, А.П. Сумароков.
Художественно-реалистическое направление в русской литературе 18 века
Во второй половине 18 века начинает свое формирование художественно-реалистическое направление русской литературы. Ярким представителем этого направления является Д.И. Фонвизин и его знаменитое произведение «Недоросль». Произведения Фонвизина в целом отвечают требованиям классицизма, но содержание не совсем соответствует классическим правилам. В произведениях присутствуют обычные люди, обладающие обобщенными характеристиками.
Комедия «Недоросль» занимает центральное место в творчестве Д.И. Фонвизина. Главная проблема, которая поднимается в этом произведение – это проблема воспитания в условиях крепостничества. Помимо критики воспитания, Д.И. Фонвизин с гневом пишет и о том зле, которое несет в себе крепостное право. Язык, который использует автор в своём произведении настолько уникален, что многие из выражений становятся крылатыми фразами, например: «Не хочу учиться, а хочу жениться».
Сентиментализм в русской литературе 18 века
Сентиментализм – это направление в искусстве и в частности в литературе, которое приобрело свою популярность после классицизма. В противовес классицизм, в котором главным являлся разум, в сентиментализме доминирующую позицию занимает душа. Писатели, которые работали в этом направлении ставили перед собой цель своим произведением затронуть душу человека, вызвать у него определенные чувства. Родоначальницей сентиментализма считается Европа, где он начал свое формирование примерно вначале 18 века. В русской литературе это направление появилось лишь к концу 18 века.
Сентиментализм имел свои особенные отличительные черты. Во-первых, как уже было сказано выше писатели акцентируют внимание своих читателей на чувствах. В своих героях авторы подчёркивают умение сочувствовать и сопереживать другим. Во-вторых, в отличии от классицизма где в центре событий были представители высших сословий, в сентиментализме главные герои представлены обычными людьми. Главная мысль, которую хотят донести до своего читателя писатели-сентименталисты состоит в том, что душа человека, его внутреннее состояние не зависит от его социальной принадлежности. В-третьих, главными темами, которые затрагивали сентиментализмы были высокие чувства такие как любовь, доброта, дружба. Авторы писали свои произведения, старались создать утешение для бедных людей, на которых обрушиваются невзгоды и лишения.
Самыми известными представителями русского литературного сентиментализма являлись М. Н. Муравьев И. И. Дмитриев Н. М. Карамзин В. А. Жуковский А. Радищев. Сентиментализм в России расходился на два направления:
- дворянский
- революционный
Авторы – представители дворянского сентиментализма в своих произведениях были достаточно лояльными к существующему укладу, они писали о любви, о душе человека и не выступали за отмену крепостного законодательства. Среди примеров произведений данного направления можно назвать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Несмотря на то, что в повести затронута тема классовых различий, в повести нет протеста против существующего уклада.
Писатели – представители революционного сентиментализма в своих произведениях яро выступали за отмену крепостного права. Центральное место в произведениях революционного сентиментализма занимали обычные люди, которые имею право на свободную и счастливую жизнь.
Сентиментализм, в отличии от классицизма не предполагал чётких установленных правил написания произведений, поэтому авторы имели полную свободу творчества. Так как героями произведений сентиментализма были простые люди, это нашло и отражение в языке произведений, который в свою очередь тоже становился все проще и проще, даже имели место быть элементы просторечия.