Маленький человек – это человек невысокого происхождения и социального положения, не обладающий выдающимися способностями и сильным характером, при этом безобидный, добрый, не делающий никому зла.
Личность и государство в произведениях А. С. Пушкина
Взаимоотношения государства и отдельной личность, их конфликт и противостояние рассматриваются А. С. Пушкиным на протяжении всей его творческой деятельности. В разные этапы жизни авторское отношение к проблеме человека и власти меняется. Так, в ранних произведениях Пушкин рассматривает несовершенство государственного строя с точки зрения справедливости власти и персонализации правителя, возможности изменения государственного устройства путем обретения народом долгожданной свободы и прав. Такая позиция прослеживается в стихотворении «К Чаадаеву» и оде «Вольность».
В период ссылки взгляды Пушкина меняются. Поэт начинает придерживаться мнения о невозможности обретения абсолютной свободы для каждой личности, так как в отношении отдельной личности всегда есть чрезмерная свободная сила, которая его угнетает. В этот период поэт переходит от романтизма к реализму. Пушкин создает поэму «Борис Годунов», в которой размышляет о роли народа в управлении государством и высказывает мысль о победе того правителя, которого поддерживает народ.
Но после поражения декабристов Пушкин утверждается в мысли о том, что все попытки народа переустроить государственную власть обречены на провал. Поэт размышляет о личной внутренней свободе человека. Свои рассуждения он излагает в стихотворениях «Из Пиндемонти» и «К морю».
Затем А. С. Пушкин переходит к изучению проблематики взаимоотношений маленького человека с внешним миром и властью. Эта тема нашла отражение в следующих произведениях:
- «Станционный смотритель»;
- «Повести Белкина»;
- «Медный всадник».
Поэма «Медный всадник» - это абстрактная форма демонстрации конфликта народа и власти в образах Евгения и Петра I.
В «Медном всаднике» поэт наиболее развернуто излагает свою позицию, дает понимание неизбежности противостояния государство и личности. Личность в этом противостоянии всегда оказывается в проигрыше, так как, в отличие от правителя, беспокоится только о своем личном благополучии.
Личность и общество в романе «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин рассматривает проблему отношения личности и общества. Общество здесь выступает как бездушная, безликая масса, не имеющая собственного мнения. Каждый человек оценивается обществом, и общество принимает решение, приятен ли человек или нет. Чтобы быть частью этого общества, человек должен быть таким, как все. В противном случае, человек оказывается в категории людей, «чуждых» обществу.
В начале романа «Евгений Онегин» свет решил, что герой произведения «умен и очень мил». Образ жизни Евгения ничем не отличался от образа жизни других представителей дворянства. Но стоило ему отказаться от такой жизни, в обществе его сразу же назвали чудаком.
Татьяна в начале произведения чужда обществу. Даже для собственной семьи героиня была чужой и странной. На ярмарке невест в Москве окружающие замечают ее странность. Но вскоре героиня выходит замуж, и ей приходится надеть маску светской женщины. Лишь в тот момент, когда Татьяна внешне становится равнодушной и холодной женщиной, общество ее принимает.
Эти примеры отражают конфликт между обществом и отдельной личностью. А. С. Пушкин показывает, что собственное мнение становится причиной нелюбви высшего света. Общество слишком большое внимание уделяет общественному мнению. И человеку приходится поступать в соответствии с традициями и законами светского общества, в противном случае он оказывается чуждым ему.
Для высшего света характерно держаться равнодушно и безэмоциональной. А девушек с детства учили кокетству. Они посещали светские мероприятия, вели светские беседы. Брак по любви – большая редкость для светского общества. на это указывает судьба матери Татьяны, которой пришлось выйти замуж не за того человека, которого любила. Мнение молодых здесь не учитываются, супружеские отношения строятся по расчету.
В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин описывает общество как яркое, блестящее, незабываемое внешне и бессмысленное и пустое внутри. Светские манеры и принципы не дают раскрыться человеческой индивидуальности. Поэтому Евгений Онегин и Татьяна Ларина оказываются чуждыми обществу.
Но несмотря на индивидуальные качества героев, они все же подчинились обществу. Так, Евгений, отказавшийся от светского общества, пошел на дуэль с Ленским, боясь общественного мнения. Татьяна отправилась в Москву на ярмарку невест и вышла замуж за человека, которого не любила. Ей пришлось изображать светскую женщину и жить чуждой ля себя жизнью.
Пушкин подчеркивает, что в конфликте между личностью и обществом побеждает общество, не дающее человеку раскрыть свою индивидуальность.
«Маленький человек» в творчестве А. С. Пушкина
А. С. Пушкин в своих произведениях неоднократно обращается к теме «маленького человека». Этот образ тревожит и волнует поэта, который с глубоким уважением и большой любовью относится к русской культуре и традициям русского народа. Пушкин обращает внимание не на богатого человека, отличившегося чем-либо, который был главным образом произведений того времени. Александр Сергеевич первым из писателей пишет именно для народа и создает образ обычного, небогатого человека.
Евгений из поэмы «Медный всадник» - типичный «маленький человек», который вступает в конфликт с государством. Жизнь Евгения проста и бесхитростна. На первый взгляд, он не способен на сильные поступки. В мечтах Евгения нет ничего героического. Он простодушен и простосердечен. Пушкин утверждает идею внесословной ценности человека. И «маленький человек», который, как казалось, не способен на какой-либо поступок, набирается смелости и отваживается на протест.
Самсон Вырин, герой повести «Станционный смотритель», в отличие от Евгения, не находит в себе силы даже на тихий протест. Он беспомощен перед Минским, который увозит его единственную отраду в жизни, дочь Дуню. Вырин, по сути, не является хозяином своей жизни. Но Вырин не озлобился. У этого «маленького человека» большая душа.
Самсон Вырин стал первым образом «маленького человека» в литературе. Традиции Пушкины продолжил Гоголь в повести «Шинель».