Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Полифонизм в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Замечание 1

Художественный полифонизм – это явление эстетики и поэтики Ф. М. Достоевского.

Понятие художественного полифонизма

Художественный полифонизм – это «совершенно новый тип мышления», явление, характерное для эстетики и поэтики Достоевского.

Художественный полифонизм характеризует структуру произведений Достоевского, особенно его пяти романов 60-70-х годов («Великое Пятикнижие»):

  • “Преступление и наказание”
  • “Идиот”
  • «Бесы»
  • «Подросток»
  • «Братья Карамазовы».

По словам М. М. Бахтина, Достоевский, воплотив в жизнь полифонический принцип, совершил радикальный художественный переворот.

Определение 1

Художественный полифонизм – это понятие, противоположное художественному монологизму. Он подразумевает множественность центров-сознаний, не приведенных к одному идеологическому знаменателю.

Полифонизм по Бахтину предполагает самостоятельность и свободу героя по отношению к автору, равноправие позиций автора и героев, что осуществляется в событии диалогического общения между равноправными сознаниями.

Главным условием художественного полифонизма является:

  • предельная объективность и полнота воссоздания точек зрений персонажей;
  • многоголосие и разноголосие персонажей;
  • отсутствие преобладающей авторской позиции;
  • диалог-спор между автором и героями, между героями-сознаниями.

Для того, чтобы состоялось явление художественного полифонизма, необходимо своеобычное взаимодействие между «голосами» и авторской позицией, что является наиболее возможным в произведениях со сложной романной конструкцией.

Художественный полифонизм в романе «Преступление и наказание»

В художественном мире Ф. М. Достоевского равноправным с героями является именно голос автора, а не сам автор, не Достоевский, создавший героев, которому полностью принадлежит смысл художественного мира, соотносимый с бытием, а не с сознаниями персонажей.

«Полифонизм в романе Достоевского "Преступление и наказание"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

По мнению Кожинова, конечный смысл созданного Достоевским художественного мира относится не к равноправным созданиям- персонажам, а к бытию. Сознания героев – это всего лишь отдельные порождения этого бытия. То есть сознания героев – это часть бытия, которое писатель изображает в своих произведениях. Поэтому следует говорить о равноправии сознаний персонажей в повествовательной ткани произведений, а не в бытии, воссозданном художественно. Именно поэтому М. М. Бахтин подчеркивал, то в драме полифония невозможна, так как «реплики драматического диалога не делают изображаемый мир многоплановым». В драматическом произведении, по мнению Бахтина, герои диалогически сходятся в едином кругозоре режиссера, автора, зрителя на фоне односоставного мира. В драме принципиальная невозможность полифонии связана с отсутствием в ней повествовательного начал.

Поэтому, рассуждая о полифонии в произведениях Достоевского, следует иметь в виду, что жизненная реальность, воссозданная в них, зависит напрямую только от Достоевского как автора-творца.

Определение 2

Полифоническая картина мира – это художественно воссозданное бытие, повествование о котором носит полифоничный характер.

Полифония создает плюралистическую картину мира, где все голоса персонажей на равных находятся в состоянии диалога. В свою очередь, сам диалог является источником бесконечной художественной глубины.

Сам писатель воспринимал полифоническую картину мира не однозначно положительно. Примером тому являются сны Раскольникова, которые снились ему на каторге:

"Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве ».

Сны Родиона Раскольникова, снившиеся ему на каторге, в концентрированной форме воссоздают тенденции, проявляющиеся и в обычной жизни, которая изображена в романах Ф. М. Достоевского. Такая принципиальная невозможность договориться между людьми, считающими верным и истинным только свое мнение, является ни чем иным, как зримым воплощением потенциально бесконечного диалога, описанного Бахтиным. Разница состоит только в том, что для Достоевского актуальная социальная и коммуникативная деконструкция, к которой по своей природе тяготеет полифоническая картина мира.

В той обычной жизни, которую в своих романах изображает Достоевский, дело не доходит до крайностей, которые снятся Раскольникову на каторге, однако для читателя постепенно очевидным становится постепенное саморазвитие ситуации в этом катастрофически-деструктивном направлении. Вместе с этим очевидным является то, что сны Родиона Раскольникова отсылают читателя к жизненной реальности, которую не мог видеть Достоевский.

«Преступление и наказание» по своей художественной форме является новаторским произведением. В романе встречается не только авторский голос, повествующий о героях, их чувствах и мыслях. Здесь о себе говорят сами герои, а их точки зрения на мир равнозначны. Писатель не выделяет чье-либо мнение, не считает чье-то мнение хуже или лучше. Каждый из героев имеет право иметь свое мнение. А точка зрения автора является лишь одной из многих.

Именно поэтому «Преступление и наказание» по своей структуре полифонично. Оно насыщено описанием мыслей и чувств, внутренними диалогами и монологами. В этом смысле особенно выделяются три диалога между главным героем и Порфирием Петровичем.

По утверждению М. Бахтина герой Достоевского является человеком какой-либо определенной идеи, которая определяет его мысли, поступки и мироощущение. В этом романе основной является идея Родиона Раскольникова о праве сильного на преступление нравственного закона. К этой идее стягиваются идеи остальных героев: Порфирия Петровича, Сони, Катерины Ивановны, Мармеладова, Лужина, Свидригайлова и наконец, самого автора. Поэтому полифония произведения Достоевского состоит и в этом непрерывном диалоге сознаний персонажей.

Постепенно в различных диалогах раскрывается идея Раскольникова, проявляя все свои возможности и оттенки. В романе постоянно слышны многие мнения, голоса и идеи. Именно такое построение произведения дает возможность автору сделать роман психологичным, живым, напряженным.

Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot