Художественный полифонизм – это явление эстетики и поэтики Ф. М. Достоевского.
Понятие художественного полифонизма
Художественный полифонизм – это «совершенно новый тип мышления», явление, характерное для эстетики и поэтики Достоевского.
Художественный полифонизм характеризует структуру произведений Достоевского, особенно его пяти романов 60-70-х годов («Великое Пятикнижие»):
- “Преступление и наказание”
- “Идиот”
- «Бесы»
- «Подросток»
- «Братья Карамазовы».
По словам М. М. Бахтина, Достоевский, воплотив в жизнь полифонический принцип, совершил радикальный художественный переворот.
Художественный полифонизм – это понятие, противоположное художественному монологизму. Он подразумевает множественность центров-сознаний, не приведенных к одному идеологическому знаменателю.
Полифонизм по Бахтину предполагает самостоятельность и свободу героя по отношению к автору, равноправие позиций автора и героев, что осуществляется в событии диалогического общения между равноправными сознаниями.
Главным условием художественного полифонизма является:
- предельная объективность и полнота воссоздания точек зрений персонажей;
- многоголосие и разноголосие персонажей;
- отсутствие преобладающей авторской позиции;
- диалог-спор между автором и героями, между героями-сознаниями.
Для того, чтобы состоялось явление художественного полифонизма, необходимо своеобычное взаимодействие между «голосами» и авторской позицией, что является наиболее возможным в произведениях со сложной романной конструкцией.
Художественный полифонизм в романе «Преступление и наказание»
В художественном мире Ф. М. Достоевского равноправным с героями является именно голос автора, а не сам автор, не Достоевский, создавший героев, которому полностью принадлежит смысл художественного мира, соотносимый с бытием, а не с сознаниями персонажей.
По мнению Кожинова, конечный смысл созданного Достоевским художественного мира относится не к равноправным созданиям- персонажам, а к бытию. Сознания героев – это всего лишь отдельные порождения этого бытия. То есть сознания героев – это часть бытия, которое писатель изображает в своих произведениях. Поэтому следует говорить о равноправии сознаний персонажей в повествовательной ткани произведений, а не в бытии, воссозданном художественно. Именно поэтому М. М. Бахтин подчеркивал, то в драме полифония невозможна, так как «реплики драматического диалога не делают изображаемый мир многоплановым». В драматическом произведении, по мнению Бахтина, герои диалогически сходятся в едином кругозоре режиссера, автора, зрителя на фоне односоставного мира. В драме принципиальная невозможность полифонии связана с отсутствием в ней повествовательного начал.
Поэтому, рассуждая о полифонии в произведениях Достоевского, следует иметь в виду, что жизненная реальность, воссозданная в них, зависит напрямую только от Достоевского как автора-творца.
Полифоническая картина мира – это художественно воссозданное бытие, повествование о котором носит полифоничный характер.
Полифония создает плюралистическую картину мира, где все голоса персонажей на равных находятся в состоянии диалога. В свою очередь, сам диалог является источником бесконечной художественной глубины.
Сам писатель воспринимал полифоническую картину мира не однозначно положительно. Примером тому являются сны Раскольникова, которые снились ему на каторге:
"Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве ».
Сны Родиона Раскольникова, снившиеся ему на каторге, в концентрированной форме воссоздают тенденции, проявляющиеся и в обычной жизни, которая изображена в романах Ф. М. Достоевского. Такая принципиальная невозможность договориться между людьми, считающими верным и истинным только свое мнение, является ни чем иным, как зримым воплощением потенциально бесконечного диалога, описанного Бахтиным. Разница состоит только в том, что для Достоевского актуальная социальная и коммуникативная деконструкция, к которой по своей природе тяготеет полифоническая картина мира.
В той обычной жизни, которую в своих романах изображает Достоевский, дело не доходит до крайностей, которые снятся Раскольникову на каторге, однако для читателя постепенно очевидным становится постепенное саморазвитие ситуации в этом катастрофически-деструктивном направлении. Вместе с этим очевидным является то, что сны Родиона Раскольникова отсылают читателя к жизненной реальности, которую не мог видеть Достоевский.
«Преступление и наказание» по своей художественной форме является новаторским произведением. В романе встречается не только авторский голос, повествующий о героях, их чувствах и мыслях. Здесь о себе говорят сами герои, а их точки зрения на мир равнозначны. Писатель не выделяет чье-либо мнение, не считает чье-то мнение хуже или лучше. Каждый из героев имеет право иметь свое мнение. А точка зрения автора является лишь одной из многих.
Именно поэтому «Преступление и наказание» по своей структуре полифонично. Оно насыщено описанием мыслей и чувств, внутренними диалогами и монологами. В этом смысле особенно выделяются три диалога между главным героем и Порфирием Петровичем.
По утверждению М. Бахтина герой Достоевского является человеком какой-либо определенной идеи, которая определяет его мысли, поступки и мироощущение. В этом романе основной является идея Родиона Раскольникова о праве сильного на преступление нравственного закона. К этой идее стягиваются идеи остальных героев: Порфирия Петровича, Сони, Катерины Ивановны, Мармеладова, Лужина, Свидригайлова и наконец, самого автора. Поэтому полифония произведения Достоевского состоит и в этом непрерывном диалоге сознаний персонажей.
Постепенно в различных диалогах раскрывается идея Раскольникова, проявляя все свои возможности и оттенки. В романе постоянно слышны многие мнения, голоса и идеи. Именно такое построение произведения дает возможность автору сделать роман психологичным, живым, напряженным.