Панегирик – это восхваление в выступлении или литературном произведении.
Ложный панегирик И. А. Крылова
И.А. Крылов сыграл большую роль в развитии журналистике в конце 17 – начале 18 вв. Он продолжил традиции сатирической журналистики, но в то же время сказал новое слово в сатире и пародии 18 века. «Похвальным речам» предшествовали произведения, составившие основу сатирических журналов Ивана Андреевича Крылова:
- «Почта духов». В этом журнале непосредственно «похвальных речей» не было, однако здесь обозначилась проблематика будущих произведений;
- «Зритель». Здесь содержалась «Речь, говоренная повесою в собрании дураков» и «Похвальная речь в память моему дедушке», в которых Крылов обличает «модное» воспитание и критикует крепостнический строй;
- «Санкт-Петербургский Меркурий», где была опубликована «Похвальная речь науке убивать время, говоренная в Новый год» и «Похвальная речь Ермалафиду, говоренная в собрании молодых писателей».
Таким образом, «похвальные речи» Крылова стали одними из первых сатирических произведений, в которых прослеживается оригинальный стиль писателя.
Крылов внес существенный вклад в развитие журнальной сатиры. Его деятельность является достойным завершением просветительской литературы той эпохи.
И.А. Крылов, основываясь на труде М. Ломоносова «Руководство к риторике» и проповедях Ф. Прокоповича, создает пародию на каноническую жанровую форму ораторской речи с целью создания сатирического образа эпохи. Писатель видит свою роль в «пользе обществу», поэтому панегирический пафос он избирает главным инструментом бичевания недостатков и пороков общества, Крылова, таким образом, создает жанр «ложный панегирик».
«Ложный панегирик» - это жанровая разновидность бурлеска, в которой комический эффект создается посредством несоответствия формы и содержания.
У И.А. Крылова жанр панегирика обретает пародийный смысл.
В центре ложного панегирика Крылова находятся провинциальные дворяне, дураки и повесы, а также присутствует идея сатирической дискредитации власти. И.А. Крылов, чтобы скрыть обличительный характер текстов похвальных речей, прибегает к приемам «эзопова языка», где на первое место выступает пародия.
«Похвальная речь в память моему дедушке...»
«Похвальная речь в память моему дедушке…» выдержана в традиции надгробной ораторской речи и ассоциируется со «Словом на погребение Петра Великого» Ф. Прокоповича. Крылов в своей «речи» использует те же риторические приемы, что и в классическом панегирике:
- Инверсия;
- Восклицательные предложения;
- Обращение к слушателям.
Но при этом Крылов добавляет прием создания «анимированного» образа дворянина. И.А. Крылов использует панегирический приемы при перечислении житейских ситуаций из детства и юности погибшего, повествует о его образовании и воспитании и создает тем самым образ поместного крепостника, который к псам и лошадям относится лучше, чем к людям. Он запрещает крестьянам сеять лишь потому, чтобы было больше зайцев для травли.
Своей беспощадной сатирой Крылов подчеркивает, что такими людей делает среда и воспитание. А ассоциацию с произведением Ф. Прокоповича можно объяснить отношением Крылова к личности Петра Первого. Писатель преклонялся перед монархом и высоко ценил его заслуги в государственном масштабе, однако критиковал его за отношение к народу.
Также в «Похвальной речи в память моему дедушке…» присутствует восторженная похвала дворянских добродетелей умершего. Крылов перечисляет качества дворянина и события, как этого требует классический панегирик. Но заимствуя из панегирического канона высокий стиль, Крылов добавляет завуалированный отрицательный смысл содержанию, придавая тем самым тексту пародийность.
«Похвальная речь Ермалафиду…»
В «Похвальной речи Ермалафиду, говоренной в собрании молодых писателей» И.А. Крылов высмеивает молодого писателя. На первый взгляд, эта «похвальная речь» менее политически остра. По замыслу писателя, «Похвальная речь Ермалафиду…» - это речь не о каком-то конкретном литературном деятеле. Ермалафид – это собирательный тип современного сатирику молодого писателя. Герой этой «похвальной речи», Ермалафид, говорит о своем желании писать без правил, считая, что словесность – это свободная наука, и она не может быть стеснена никакими законами. Этим самым Крылов выражает своей протест против нарушения «правил» у авторов комических опер, у Г.Р. Державина, у Н.М. Карамзина и т.д., но не потому, что он является приверженцем классицистических требований, а потому, что отсутствие правил губительно не только для литературы, но и для жизни общества в целом. «Молодой писатель» для Крылова – это разновидность светских людей, который писатель изобразил в «Похвальной речи науке убивать время». В этом произведении он осмеивает основную черту светского человека – «никогда не думать». Молодых писателей Крылов высмеивает за светскую пустоту и дилетантизм. Он обличает писателей, которые пишут за деньги, не владея настоящим словом.
В «Похвальной речи науке убивать время…» автор сравнивает «науку убивать время» с математикой. Крылов обращается к теме просвещения и подчеркивает, что заниматься подлинной наукой, это «дикий» ум. А владение наукой убивать время, проводить время за карточной игрой – это и есть Просвещение. В этой «речи» норма и антинорма, понятия ложного и истинного Просвещения меняются местами.
И.А. Крылов изображает безрадостные картины современного общества и приходит к неутешительным выводам, в том числе и относительно положения науки. Писатель очень высоко ставит просвещение и науку, но с испорченном обществе, тщеславном, корыстном, бессердечном, он видит падение науки.
Писатель считает, что сатира является важным национально-воспитательным средством и роль писателя-сатирика оценивает соответственно этому. В своих «речах» Крылов осмеивает «общий порок».