Триптих – это произведение из трех частей.
История создания и значение поэмы
«Поэма без героя» - самое объемное произведение А. А. Ахматовой. Поэма создавалась более двадцати лет. Работу над этим произведением Ахматова начала в Ленинграде в декабре 1940 года. Тогда были написаны «1913 год» и «Посвящение», в начале января – «Решка». В Ташкенте Ахматова написала «Эпилог», ставший третьей частью поэмы, сделала несколько вставок в первые части. Заканчивала работу над произведением А. Ахматова уже в Ленинграде и Москве. Однако еще до 1962 года она не считала ее завершенной.
Поэтесса писала, что посвящает это произведение памяти первых слушателей – друзей и сограждан, погибших во время блокады в Ленинграде.
«Поэме без героя» А. Ахматова придавала особое значение. По замыслу произведение должно было стать синтезом ключевых для ее творчества образов, тем, мелодий и мотивов. В этой поэме нашли отражение и новые художественные принципы, которые Ахматова выработала в годы Великой Отечественной войны, и главным из них является принцип неукоснительного историзма.
В поэме существует несколько уровней. В произведении много прямых и скрытых цитат и перекличек с жизнью поэтессы и с европейской литературой, поэтому понять его не просто. К тому же, поэма публиковалась отдельными отрывками и многие прочтения основывались на неполном или на неверном тексте. Сама же поэтесса отказывалась объяснять свою поэму, напротив, она спрашивала мнение других людей об этом произведении, тщательно их собирала и зачитывала вслух, при этом никогда не показывая собственного отношения.
В 1944 году Ахматова заявила, что поэма не содержит «никаких третьих, седьмых, двадцать девятых смыслов». Однако в самом тексте произведения поэтесса признает, что «применила симпатические чернила», что пишет «зеркальным письмом» и что «у шкатулки…тройное дно».
Жанр, направление, композиция произведения
«Поэма без героя» - это триптих: три части – три посвящения тем, кто погиб в осажденном Ленинграде. Вступление, части поэмы, посвящения, главы создавались поэтессой в разные отрезки времени. Структура произведения выглядит следующим образом:
- Первая часть – «1913 год. Петербургская повесть»;
- Вторая часть – «Решка»;
- Третья часть – «Эпилог».
«Поэма без героя» - это размышления А. Ахматовой о своем времени, о том, какое место занимает человек в мире, о смысле жизни и предназначении человека. Эти размышления отражены в эпиграфе «Deus conservat omnia» («Господь сохраняет все»).
Заглавие произведения исключительно и парадоксально. Однозначное толкование заглавию дать сложно, ведь поэм без героя не бывает. Поэтесса не случайно вынесла жанр своего произведения в заглавие. Поэма Ахматовой – это лирическая поэма, где присутствует лирическое «я». Таким приемом поэтесса показывает, что является очевидцем событий.
При этом А. В. Платонова отмечает, что жанровую принадлежность этого произведения невозможно определить. «Поэма без героя» - это и поэма, и повесть, и драма. Произведение можно отнести даже к феерии или мистерии. Поэтесса в основе сюжета соединила бытовые сцены жизни и библейские мотивы.
По словам самой А. Ахматовой, поэма «дважды уходила в балет». «Поэма без героя» - это своеобразный спектакль, где действующие лица представлены голосами: «голос, который читает», «слова из мрака», «голос автора», «говорит сама тишина».
Таким образом, в этом произведении А. Ахматовой перекликаются разные жанры, виды и формы искусства.
Первая часть поэмы имеет подзаголовок «Петербургская повесть». По мнению А.В. Платоновой, он связан с «Медным всадником» А.С. Пушкина. Этим исследователь обращает внимание на синтез поэзии и прозы в поэме Ахматовой.
Система персонажей произведения
На вопрос, кто же является главным героем поэмы Ахматовой пытались ответить К. Чуковский, А. Хейт, М. Филькенберг, З. Есипова и т.д., но никто так и не смог найти однозначного ответа.
К. Чуковский считал, что единственным героем «Поэмы без героя» является Время.
Слово «герой» в поэме употребляется дважды: «Героя на авансцену!» - в первой части и «И кто автор, кто герой…» - во второй. В поэме нет ни одного имени – лишь маски, марионетки, которыми кто-то управляет. А марионетки героями быть не могут. Интересно, что при отсутствии героя поэма не распадается. В ней прослеживается и точка зрения автора, и время, о котором повествует лирическая героиня. Через поэму Ахматова беседует с читателем.
За счет того, что в поэме нет связующего героя, произведение парадоксально само по себе. связующим звеном между миром персонажей является Образ автора, а поэма – это монолог автора.
Одним из персонажей поэмы является Петербург 1913 года. Он представлен одушевленным образом, изменчивым, многоликим и несокрушимым. Город предстает в разных обличиях. То Петербург площадной, простонародный. То он представлен как город театров, соборов, дворцов. То как тревожный, беспокойный. Такая тройственность образа Петербурга показывает некую парадоксальность, дисгармоничность происходящих событий.
Основная тема, проблематика, сюжет произведения
«Поэма без героя» - это произведение о времени, в котором отсутствовали герои, а судьбами людей управляло время. Это произведение об эпохе, когда человеческая жизнь не имела ценности.
Важную роль в композиции поэмы играют эпиграфы. Ахматова использует в качестве эпиграфов цитаты из стихотворений разных поэтов или из собственных произведений. Эпиграфы подводят к определенным идеям произведения, пониманию его смысла и в какой-то степени становятся элементами диалога.
Первая часть «Поэмы без героя» является самой событийной. В основе сюжета – реальная любовная история поэта В. Князева и актрисы Л. Глебовой-Судейкиной, закончившаяся печально: молодой человек покончил с собой из-за несчастной любви к непостоянной и ветреной актрисе.
Основной темой первой части становится фантасмагория.
Ахматова в своей поэме показала жизнь целой эпохи. Здесь люди – это актеры, скрывающиеся под масками, а вся их жизнь – маскарад. Люди лишь играют жизнь. Жизнь – фарс. Итог такой игры – смерть, которая становится расплатой за участие.
Вместо приглашенный гостей к лирической героине поэмы приходят тени: Фауст, Дон Жуан, Дапертутто, Дориан, Иоканаан. Они символизируют грешную и беззаботную молодость автора.
Смешение образов в поэме говорит о том, что добро и зло неразрывны, они всегда вместе. И это – главный грех молодого поколения.
Название второй части поэмы – «Решка» - говорит о том, что есть обратная сторона медали. За кажущимся благосостоянием скрывается негативное – репрессии, аресты. Поколению приходится искупать грехи слезами и страданиями.
Третья часть поэмы – о периоде искупления грехов своей молодости. Главным мотивом третьей части произведения является мотив страдания.
В поэме перекликаются настоящее, прошлое и будущее. И мотив времени прослеживается на протяжении всего произведения. Время – это история: личности, поколения, Родины.
Ахматова в «Поэме без героя» анализирует опыт прошлого и пытается понять, что может произойти в будущем с ней, с Россией, с отдельными людьми. В конце поэмы Россия представлена молодой, новой, очищенной страданиями.