Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой и О. Мандельштама

Определение 1

Акмеизм – это модернистское течение в поэзии начала 20 века, которое провозглашало материальность, предметность тематики и образов.

Картина мира в творчестве О. Мандельштама 1915-1921 гг.

В сборнике «Tristia» отражается изменение картины мира, которое обусловлено в первую очередь тем, что поэзия Мандельштама в этот период становится историчной. Если в сборнике «Камень» преобладала характеристика времени и истории как «священной связи» явлений и событий, обеспечивающей единство бытия и культуры, то в сборнике «Tristia» события Первой мировой войны и революции разрушают это восприятие мира. Этот период в общелитературном контексте осознается как наступление 20 века. Наиболее ярко это выражено в «Поэме без героя» А. А. Ахматовой.

Замечание 1

Выделение такой четкой границы между 19 и 20 вв. вызвано восприятием нового времени как краха гуманистического сознания и рождением чего-то нового.

О. Мандельштам усвоил это восприятие времени. Двадцатый век ему казался разгулом стихии и «скифским праздником». Скифство и варварство для О. Мандельштама были характеристиками Смутного времени, и оно, постоянно повторяясь, оказывалось роком России. Этим обусловлено главенство темы исторического круговорота, но для сборника не является характерным открытое выражение этой темы. Поэт редко прибегает здесь к историческим аналогиям и параллелям. В основном, тема исторического круговорота здесь воплощается опосредованно через мотивы черного солнца и исторического инцеста, которые тесно связаны с восприятием Мандельштамом истории человечества.

Поэзия О. Мандельштама в 1921 – 1925 гг.

Центральная проблема поэзии О. Мандельштама в 1921 – 1925 гг. – проблема взаимоотношения лирического героя и временны. В этот период происходят коренные изменения в отношении государства к культуре. Это отношение можно охарактеризовать понятием «терпимость». Жертвенное положение культуры ярко продемонстрировали гибель Н. Гумилева и высылка интеллигентской элиты.

«Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой и О. Мандельштама» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все эти события не могут не повлиять на творчество О. Мандельштама. Меняется и его видение времени. Теперь оно становится чувственно осязаемым, более конкретным, а историософские построения уступают место реальному историческому времени.

В произведениях 1921 1925 гг. ключевым становится образ века, которое поэтом осмысляется как временной промежуток, соразмерный человеку и отчасти им создаваемый. Лирический герой Мандельштама в этот период – сын 19 века, который живет в 20 в. Главное стремление поэта – желание обогатить новое время идеалами гуманизма и добра. Но отношения между лирическим героем и временем усложняются, перерастают в отдельную тему. Мандельштам кризис века и кризис культуры ощущает как свой личный кризис.

Сложность отношений лирического героя и времени прежде всего обусловлена неустойчивостью его позиции. Герой принимает век с его противоречиями, о чем говорит появление «присяги чудной четвертому сословью» (стихотворение «1 января 1924»). По воспоминаниям Н.Я. Мандельштам, эта присяга обязывала к примирению с советской действительностью, только «без смертной казни». Мандельштаму было ненавистно кровопролитие в любом проявлении. Но момент принятия и характеристика века неоднозначны. О. Мандельштам, раскрывая позицию героя, продолжает разрабатывать тему внутренней свободы и мужества, прозвучавшее в стихотворении «Люблю под сводами седыя тишины…». Однако теперь это рассматривается как свободный выбор жертвенной доли. Появление лейтмотивного образа соли, который был воспринят Мандельштамом из иудейской культуры, связано с отсылкой к жертвенному подвигу. Поэт связывает мотив соли с мотивом совести. Лирический герой отказывается от идеологического пересоздания мира. А в противовес утверждается идеал труда и постоянства, стремление возрождения подлинной основы жизни, воплощением которой являются образы домашнего («теплота земли», «глиняная крынка»). А современная жизнь, которая утратила эти основы, в произведениях этого периода предстает ущербной. Например, это отражено в таких стихотворениях:

  • «Концерт на вокзале»,
  • «Я по лесенке приставной...»,
  • «Холодок щекочет темя...».

Таким образом, в произведениях 1921 – 1925 гг. поэт постоянно балансирует между ощущением чуждости новому времени и желанием его очеловечить, привнести опыт классической культуры. Но постепенно Мандельштам понимает утопичность идей соединения государства с культурой. Поэтому после 1925 г. он на несколько лет замолкает. Способствовал этому и негласный запрет на публикацию произведений поэтов - акмеистов.

Этот запрет коснулся и О. Мандельштама и А. Ахматовой.

Отражение эпохи в поэзии А. Ахматовой

А. Ахматова, по воспоминаниям друзей, в годы сталинских репрессий боялась давать автографы, так как не хотела подводить людей – поэтесса прекрасно знала, что за ней следят, а в квартире для подслушивания установлен микрофон.

В августе 1918 года брак А. Ахматовой и Н. Гумилева распался. В 1921 году Гумилева арестовали, обвинив в причастности к контрреволюционному заговору, затем расстреляли.

Год утрат и потрясений стал плодотворным для творчества поэтессы. Весной 1921 годы вышел сборник «Подорожник», а осенью – книга «В лето господне 1921-го».

С середины 1920-х годов стихи Ахматовой перестали публиковать. Самым тяжелым периодом жизни Ахматовой оказался конец 1930-х годов. «Реквием» стал отражением этих страданий. В произведении Ахматова раскрывает тему народного страдания через призму личной трагедии. Она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которым было так же суждено отправить на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Боль потери близкого человека – боль вне времени. В «Реквием» Ахматова переживает личное горе, болеет душой за отечество, которое стало ареной для бессмысленной казни своих детей. Поэтесса отождествляет Родину с женщиной, которая вынуждена беспомощно смотреть на муки своего дитя.

Основная мысль этого произведения – память. Ахматова призывает помнить народное горе, помнить людей, ставших жертвами жестокой машины власти.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot