Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стилистическая концепция В.В. Виноградова

Определение 1

Стилистика – это лингвистическая наука, изучающая средства речевой выразительности, закономерности функционирования языка, которые обусловлены целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от целей высказывания, его содержания, ситуации и сферы общения.

Вклад В. Виноградова в развитие стилистики

В.В. Виноградов является учеником А.А. Шахматова. В 1940-1950-е годы Виноградов создал собственную лингвостилистическую школу. С именем ученого связано зарождение лингвостилистики. С точки зрения Виноградова, стиль – это объединение мысли со словом, а исследование стиля означает исследование отношения мысли к языку и языка к мысли.

Стиль – это исторически-конкретное явление, которое существует в тексте и потому всегда имеет пространственно-временную локализацию. И в этом состоит главное отличие категории стиля от категорий поэтики, грамматики, логики.

Стиль – это действия человека, а также условия, в которых он выражает мысль словесно. То есть, стиль – это конкретное высказывание конкретного человека, хоть в высказывании не все относится к области стилистики. К сфере стилистики относится лишь то, где функционировала творческая мысль.

Согласно концепции Виноградова, язык – это система систем. Как функционирующая система, язык состоит из подсистем, конфигурация и количество которых зависит от особенностей конкретного языка. Таким образом, «вертикальный» облик языка зависит от социального фактора – от цели и условий обращения.

Учение Виноградова о языке и стиле полностью следует функциональной точке зрения. Ученый считает, что каждое произведение следует изучать как «выразительный организм», как неповторимую систему стилистических отношений. Такой метод исследования получил название функционально-имманентного. Этот метод дополняется ретроспективно-проекционным методом, при котором к исследуемому тексту добавляются другие произведения автора, написанные ранее. Это позволяет ярче осветить стилистические элементы конкретного произведения. таким образом рассматривается динамика стиля конкретного автора. После этого исследуются стили разных авторов, осуществляются корреляции, и на базе этого выстраивается общая история стилей. Так история языка получает историко-стилистическую интерпретацию.

«Стилистическая концепция В.В. Виноградова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

В. Виноградов положил начало новому направлению филологических исследований – истории русского литературного языка как истории стилей.

Основной вклад В. Виноградова в развитие стилистики заключается в том, что он выделил три отрасли, три сферы исследований этой науки:

  • Стилистику языка, которая изучает функциональные стили, формы их соотношения и взаимодействия, исследует все языковые средства (синтаксические, морфологические, лексические) с точки зрения выразительности, вариантности, синонимики;
  • Стилистику речи, которая занимается изучением речевых жанров – устойчивых форм устной и письменной речи;
  • Стилистику художественной литературы, которая изучает способы индивидуального и канонизированного использования языка, его средств и стилей.

Виноградовская школа языкознания

Виноградовская школа – это одна из школ российского языкознания, возникшая в 40-х годах 20 века. Виноградовская школа характеризуется углубленным описанием и сравнительно-историческим анализом языка как живой, активно функционирующей системы. В рамках этого подхода язык рассматривается как общественное явление, в котором происходит не только эволюция системы, но и развитие разновидностей речи и языка.

В центре изучения языка оказывается слово, которое рассматривается как центральная единица языковой системы, и текст. Взаимоотношение языка и речи обусловливает динамику языковых явлений, особенности, формы, закономерности русской речи.

Концепция В.В. Виноградова отличается от концепции Ф. де Соссюра, который рассматривал язык вне речевых и языковых разновидностей, актом речи. Отличается концепция Виноградова и от филологической концепции К. Фосслера, которая ориентирована в первую очередь на экспрессивно-эстетическую функцию языка.

Виноградовская школа разработала новую систематизацию разделов подразделов русского языкознания, обращенная во многом к практике. В соответствии с этой систематизацией развиваются такие историко-лингвистические дисциплины, как диалектология, история языка, историческая грамматика, история литературного языка, история языка художественной литературы, стилистика, история филологических учений, наука о языке художественной литературы и языке писателей, дисциплины, содержащие системное описание современного русского литературного языка (лексика, фонетика, грамматика, фразеология, словообразование).

В Виноградовской школе языкознания раскрылись идеи Виноградова в теории лексикологии. Виноградов выделяет исследование языка писателей в отдельную категорию исследований и изучает языковое творчество многих русских писателей.

В. Виноградов, рассматривая формирование художественных образов и их развитие, исследовал стилистико-смысловые связи внутри текста, определял на их фоне центральный образ произведения – образ автора. Идея Виноградова о «динамическом развертывании словесных рядов» оказалась чрезвычайно плодотворной. Согласно этой идее, текст соединяется в фразовые и сверхфразовые единства при помощи сцеплений и соединений, сопоставлений и противопоставлений, сочетаний и разъединений как частей общей композиции, которая состоит из скрытого или явного диалога либо монолога.

Эти идеи дали импульс для изучения стилистик русского языка, его строя, языка художественной литературы.

Для Виноградовской языковой школы характерны такие черты исследовательского метода:

  • Анализ языковых явлений в отношении к разным сторонам языка;
  • Внимание к стилистической и функциональной распределенности языковых явлений, а также к сферам их употребления;
  • Исследование «диахронической синхронии»;
  • Работа исключительно с живым материалом, самостоятельно извлеченным из источников.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot