Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Петербургские мотивы в творчестве Д. И. Кленовского

Определение 1

Акмеизм – это одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, которое сформировалось как реакция на крайности символизма и провозглашало материальность, предметность мотивов и образов, точность слова.

Биография Д.И. Кленовского

Имя классика русского зарубежья Д.И. Кленовского мало известно современным читателям, в период с 1917 по 2004 гг. в России не было издано ни одного сборника стихотворений этого поэта, хотя многие критики считают, что Кленовский является одним из лучших русских поэтов второй половины 20 века.

Замечание 1

Полное собрание стихотворений Д.И. Кленовского вышло в свет в 2011 году.

Дмитрий Иосифович Кленовский (настоящая фамилия – Крачковский) родился в 1892 году в Санкт-Петербурге, в семье академика живописи И. Е. Крачковского и художницы В.Н. Беккер. Атмосфера, царившая в доме этой творческой, образованной семьи во многом определила высокий уровень культуры поэта. Кленовский вместе с родителями неоднократно бывал во Франции и в Италии. В 1911 году будущий поэт окончил Царскосельскую Николаевскую гимназию.

В гимназии Кленовский мог «пересекаться» с Н. Гумилевым и И.Ф. Анненским. К их образам и к воспоминаниям о Царском Селе и гимназии он часто обращался в своем творчестве.

Например, в рассказе «Поэты царскосельской гимназии», написанном в 1952 году, Кленовский вспоминает Анненского, «выступающего медленно и торжественно», Н. Гумилева, одетого «особенно чисто, даже франтовато», а также других поэтов-учеников: В. Рождественского, Д. Коковцева, Н. Пунина, братьев Оцуп.

В стихотворении, опубликованном в 1967 году, Кленовский воспоминает о «славной гимназии» и говорит о трагической судьбе ее выпускников («За ее стареющим фасадом…»).

«Петербургские мотивы в творчестве Д. И. Кленовского » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

После окончания Николаевской гимназии Кленовский из-за слабого здоровья отправился в Швейцарию, где провел два года. Затем он вернулся и поступил в Петербургский университет. В этот же период он пишет стихи, увлекается антропософией. Первый сборник стихов Кленовского «Палитра» вышел в 1916 году, под настоящей фамилией поэта – Крачковский.

В 1918-1920 гг. Кленовский служил в Главном артиллерийском управлении в Москве. Здесь он посещал философские собрания «Общества сравнительного изучения религий», лекции М. Волошина и А. Белого.

В начале 1920-х годов поэт вместе с матерью переехал в Харьков, где работал в Радиотелеграфном агентстве редактором и переводчиком технических текстов на украинский и с украинского. Поэтический голос Кленовского умолк на долгие годы, он не писал стихи, но изредка переводил произведения украинских авторов.

В 1928 году Кленовский женился на М. Д. Гутман. Ее немецкое происхождение позволило им в 1943 году переехать в Австрию, где они находились в лагере для немцев-беженцев до 1944 года. После войны Кленовский с женой перебрались в Германию, где и прожили до конца своих дней.

В Германии к Кленовскому вернулось поэтическое вдохновение. Под псевдонимом Кленовский он начал публиковать стихи в эмигрантских изданиях «Грани» и «Новый журнал».

В 1950 году вышел в свет поэтический сборник Кленовского «След жизни». В предисловии к нему Н. Берберова писала о поэте, как о «последнем царскоселе», воспитанном акмеизмом, философе, гонимом по миру.

После этого сборника в Германии вышли еще 10 сборников Д. Кленовского:

  • "След жизни",
  • "Навстречу небу",
  • "Неуловимый спутник",
  • "Прикосновение",
  • "Уходящие паруса",
  • "Разрозненная тайна",
  • "Стихи. Избранное",
  • "Певучая ноша",
  • "Почерком поэта",
  • "Теплый вечер".

Заключительный сборник «Последнее» вышел в 1977 году уже после смерти поэта. В этот сборник вошли стихотворения, написанные в 1975-1976 гг.

Мотивы поэзии Д. И. Кленовского

В стихотворениях Кленовского практически не отражаются события эпохи. Их главное содержание составляют вечные вопросы бытия. В каждом сборнике есть произведения о духовном спутнике человека – Ангеле-хранителе. Его присутствие поэт ощущал в течение всей жизни.

Значительное место в поэзии Кленовского занимает тема Царского Села и Петербурга. Параллельно с образами города возникают образы Н. Гумилева и А. С. Пушкина.

До своих последних дней Кленовский надеялся на возвращение на родину. Ему не удалось осуществить свою мечту – поэт скончался в немецком Траунштайне.

У Кленовского, как у акмеистов, ключевым словом поэзии становится «радость». В стихотворении «Просьба» поэт пишет о счастье «сторожить розовые зори», а общение с любимой и чтение «Евгения Онегина» он называет «высокими мгновеньями». К «сокровищам» поэт относит звезды, сады, прибои. Вместе с этим через все книги Кленовского проходит мысль о связи бытия и быта.

В стихотворениях «Вера», «Я знаю, мир обезображен», «Поговорим еще немного» Кленовский говорит о том, что вопреки всему нужно верить в наличие высшего смысла бытия. Неотъемлемой частью жизни лирического героя становится даже «не забытое, не прощенное».

Особое место в радостном мире поэзии Д. Кленовского занимает любовь. Практически все последние сборники поэта имеют посвящение «Моей жене». Уже в ранней лирике поэт пишет о «любимой». Целомудренное описание любви сохраняется во всем творчестве Кленовского. Только в одном стихотворении присутствует любовная трагедия. В произведении «Нас было двое. Женщина была…» обманутый лирический герой кончает жизнь самоубийством. Но даже тут внимание поэта сосредоточено не на измене, а на нежности, которую лирический герой испытывает к бросившей его женщине.

Темы любви и радости жизни у Кленовского соединяются с темой поэзии. Дмитрий Иосифович приходит к выводу о равенстве жизни и поэзии. Русский язык для Кленовского – это способ выражения души, о чем он говорит в стихотворении «Есть в русском языке…». язык сближает его с родиной. В лирике Кленовского постоянно звучит тема России. Он уверен, что «обратно возвращает слово все то, что срублено и сожжено». По мнению Кленовского, поэт – это пчелка, собирающая мед, повар у плиты.

Тема поэзии в последних сборниках Кленовского сливается с темой смерти. земная жизнь для поэта прекрасна, а переход в инобытие – явление драматическое, «испепеляющее чудо». И чем ближе к старости, тем для поэта яростнее жажда жизни. Особенно показательно с этой точки зрения стихотворение «Когда приходит день осенний…».

Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot