Акмеизм – это одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, которое сформировалось как реакция на крайности символизма и провозглашало материальность, предметность мотивов и образов, точность слова.
Биография Д.И. Кленовского
Имя классика русского зарубежья Д.И. Кленовского мало известно современным читателям, в период с 1917 по 2004 гг. в России не было издано ни одного сборника стихотворений этого поэта, хотя многие критики считают, что Кленовский является одним из лучших русских поэтов второй половины 20 века.
Полное собрание стихотворений Д.И. Кленовского вышло в свет в 2011 году.
Дмитрий Иосифович Кленовский (настоящая фамилия – Крачковский) родился в 1892 году в Санкт-Петербурге, в семье академика живописи И. Е. Крачковского и художницы В.Н. Беккер. Атмосфера, царившая в доме этой творческой, образованной семьи во многом определила высокий уровень культуры поэта. Кленовский вместе с родителями неоднократно бывал во Франции и в Италии. В 1911 году будущий поэт окончил Царскосельскую Николаевскую гимназию.
В гимназии Кленовский мог «пересекаться» с Н. Гумилевым и И.Ф. Анненским. К их образам и к воспоминаниям о Царском Селе и гимназии он часто обращался в своем творчестве.
Например, в рассказе «Поэты царскосельской гимназии», написанном в 1952 году, Кленовский вспоминает Анненского, «выступающего медленно и торжественно», Н. Гумилева, одетого «особенно чисто, даже франтовато», а также других поэтов-учеников: В. Рождественского, Д. Коковцева, Н. Пунина, братьев Оцуп.
В стихотворении, опубликованном в 1967 году, Кленовский воспоминает о «славной гимназии» и говорит о трагической судьбе ее выпускников («За ее стареющим фасадом…»).
После окончания Николаевской гимназии Кленовский из-за слабого здоровья отправился в Швейцарию, где провел два года. Затем он вернулся и поступил в Петербургский университет. В этот же период он пишет стихи, увлекается антропософией. Первый сборник стихов Кленовского «Палитра» вышел в 1916 году, под настоящей фамилией поэта – Крачковский.
В 1918-1920 гг. Кленовский служил в Главном артиллерийском управлении в Москве. Здесь он посещал философские собрания «Общества сравнительного изучения религий», лекции М. Волошина и А. Белого.
В начале 1920-х годов поэт вместе с матерью переехал в Харьков, где работал в Радиотелеграфном агентстве редактором и переводчиком технических текстов на украинский и с украинского. Поэтический голос Кленовского умолк на долгие годы, он не писал стихи, но изредка переводил произведения украинских авторов.
В 1928 году Кленовский женился на М. Д. Гутман. Ее немецкое происхождение позволило им в 1943 году переехать в Австрию, где они находились в лагере для немцев-беженцев до 1944 года. После войны Кленовский с женой перебрались в Германию, где и прожили до конца своих дней.
В Германии к Кленовскому вернулось поэтическое вдохновение. Под псевдонимом Кленовский он начал публиковать стихи в эмигрантских изданиях «Грани» и «Новый журнал».
В 1950 году вышел в свет поэтический сборник Кленовского «След жизни». В предисловии к нему Н. Берберова писала о поэте, как о «последнем царскоселе», воспитанном акмеизмом, философе, гонимом по миру.
После этого сборника в Германии вышли еще 10 сборников Д. Кленовского:
- "След жизни",
- "Навстречу небу",
- "Неуловимый спутник",
- "Прикосновение",
- "Уходящие паруса",
- "Разрозненная тайна",
- "Стихи. Избранное",
- "Певучая ноша",
- "Почерком поэта",
- "Теплый вечер".
Заключительный сборник «Последнее» вышел в 1977 году уже после смерти поэта. В этот сборник вошли стихотворения, написанные в 1975-1976 гг.
Мотивы поэзии Д. И. Кленовского
В стихотворениях Кленовского практически не отражаются события эпохи. Их главное содержание составляют вечные вопросы бытия. В каждом сборнике есть произведения о духовном спутнике человека – Ангеле-хранителе. Его присутствие поэт ощущал в течение всей жизни.
Значительное место в поэзии Кленовского занимает тема Царского Села и Петербурга. Параллельно с образами города возникают образы Н. Гумилева и А. С. Пушкина.
До своих последних дней Кленовский надеялся на возвращение на родину. Ему не удалось осуществить свою мечту – поэт скончался в немецком Траунштайне.
У Кленовского, как у акмеистов, ключевым словом поэзии становится «радость». В стихотворении «Просьба» поэт пишет о счастье «сторожить розовые зори», а общение с любимой и чтение «Евгения Онегина» он называет «высокими мгновеньями». К «сокровищам» поэт относит звезды, сады, прибои. Вместе с этим через все книги Кленовского проходит мысль о связи бытия и быта.
В стихотворениях «Вера», «Я знаю, мир обезображен», «Поговорим еще немного» Кленовский говорит о том, что вопреки всему нужно верить в наличие высшего смысла бытия. Неотъемлемой частью жизни лирического героя становится даже «не забытое, не прощенное».
Особое место в радостном мире поэзии Д. Кленовского занимает любовь. Практически все последние сборники поэта имеют посвящение «Моей жене». Уже в ранней лирике поэт пишет о «любимой». Целомудренное описание любви сохраняется во всем творчестве Кленовского. Только в одном стихотворении присутствует любовная трагедия. В произведении «Нас было двое. Женщина была…» обманутый лирический герой кончает жизнь самоубийством. Но даже тут внимание поэта сосредоточено не на измене, а на нежности, которую лирический герой испытывает к бросившей его женщине.
Темы любви и радости жизни у Кленовского соединяются с темой поэзии. Дмитрий Иосифович приходит к выводу о равенстве жизни и поэзии. Русский язык для Кленовского – это способ выражения души, о чем он говорит в стихотворении «Есть в русском языке…». язык сближает его с родиной. В лирике Кленовского постоянно звучит тема России. Он уверен, что «обратно возвращает слово все то, что срублено и сожжено». По мнению Кленовского, поэт – это пчелка, собирающая мед, повар у плиты.
Тема поэзии в последних сборниках Кленовского сливается с темой смерти. земная жизнь для поэта прекрасна, а переход в инобытие – явление драматическое, «испепеляющее чудо». И чем ближе к старости, тем для поэта яростнее жажда жизни. Особенно показательно с этой точки зрения стихотворение «Когда приходит день осенний…».