Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Символы и знаки в рассказе Владимира Набокова "Пильграм"

Замечание 1

Синестезия – это нейрологический феномен, при котором раздражение в одной когнитивной или сенсорной системе ведет к непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Известным синестетом был писатель В. Набоков.

Сюжет произведения

Героем рассказа В. Набокова является малосимпатичный берлинский бюргер Пильграм. В его фамилии угадывается слово «пилигрим» - синоним к слову «паломник». Пильграм владеет лавкой экзотических вещей. В некотором смысле он – тайный и странный паломник, Мекка которого всегда с ним, хоть сам герой и не отдает себе в этом отчета. Герой рассказа «Пильграм» открывает галерею набоковских персонажей с раздвоенным сознанием, сосуществующих в двух параллельных мирах. Миры эти практически не соприкасаются друг с другом: реальный мир и воображаемый, мир «здесь» и мир «там».

У Пильграма есть всего одна, но пламенная страсть – к бабочкам. Эту же страсть, как известно, разделял и сам писатель. Пильграм является превосходным энтомологом и коллекционером. Он никогда не выезжал за пределы Пруссии и страстно мечтает о том, что когда-нибудь он будет ловить редчайших бабочек далеких стран. Однако судьба (или авторская воля) играет с героем злые шутки. Пильграм дважды собирает средства, чтобы отправиться в паломничество, но дважды теряет их. Наконец, судьба ему улыбается. Пильграм тайком от жены готовится к паломничеству. Он покупает билет, собирает вещи, закрывает лавку. И вот уже когда он готов ехать, Пильграм вдруг вспоминает, что не взял с собой мелочи. Он возвращается в лавку. Копилка падает у него из рук, монеты рассыпаются по полу. Автор прерывает рассказ на фразе «Пильграм нагнулся, чтобы их собрать», оставляет своего героя на пороге счастья. Писатель переходит к жене Пильграма Элеоноре. Женщина вернулась поздно вечером домой и обнаружила прощальную записку мужа, в которой он сообщает, что уехал в Испанию и дает указания кормить ящериц и не трогать «ящиков с алжирскими». Элеонора плачет. Сцену прерывает комментарий автора о том, что Пильграм, вероятно, уехал далеко.

«Символы и знаки в рассказе Владимира Набокова "Пильграм"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Писатель трижды повторяет слово «вероятно», тем самым отказывается от всеведения. Последняя фраза рассказа «Пильграм» сообщает о том, что герой мертв, но это «в некотором смысле совершенно не важно».

Писатель намекает, что вероятно, жизнь сознания не заканчивается физической смертью. Он единственный из всех крупных писателей, кто превращает смерть в несобытие. А Пильграм – первый из героев, кто уходит в иной мир, мир мечты. Такой же переход границы между миром иным и миром «здешним» совершают герои других произведений В. Набокова, например:

  • «Совершенство»;
  • «Лик»;
  • «Приглашение на казнь»;
  • «Защита Лужина»;
  • «Под знаком незаконнорожденных» и т.д.

Цветовая и композиционная антитеза в рассказе "Пильграм"

За В. Набоковым закрепилась репутация «художника формы». На первый взгляд, художественное пространство рассказа «Пильграм» отчетливо распадается на внешний мир и внутренний (мир мечты героя). Произведение построено в соответствии с принципом антитезы. В этом плане показательным является факт, что композиционные части «Пильграма», которые соотносятся с течением внешней и внутренней жизни героя, имеют существенные отличия в ассоциативно-цветовой гамме. Например, семантическим знаком размытости, неопределенности окружающей героя действительности является монотонный серый цвет, который окрашивает пейзаж («серый и сырой апрельский день»), интерьер («тусклая квартира», «увядшие» фотографии), внешность героя (серый костюм, седоватые усы) в мертвенно-бледные тона. Внутренний мир Пильграма, в противоположность блеклому, серому внешнему миру, лишенному солнца и света, подчеркнуто контрастен и красочен, окрашен в праздничные, яркие цвета крыльев бабочек: «сапфирные» амазонские бабочки, «красноглазые аполлоны», оранжевые и желтые бабочки Конго.

При этом цветовая антитеза, которая коррелирует в тексте «Пильграма» с композиционной антитезой, несет в себе определенную семантику и выражает авторскую оценку двум мирам. И если «безликая» внешняя жизнь, которая отличается не просто цветовой дифференцированностью и тусклостью, но и эмоциональной атрофией, проявляющейся в полном отсутствии интереса к жизни, Набоковым определяется как «прозябание», то красочная, яркая жизнь мечты героя соотносится писателем с понятием счастья.

В ценностно-эмоциональном плане эта жизнь становится содержательной и значимой благодаря столь любимым Пильграмом бабочкам. Они привносят в жизнь краски и смысл. Для Пильграма счастье заключалось в том, чтобы самому ловить редких бабочек далеких стран, видеть их полет.

Два этих мира, неравнозначных в ценностно-смысловом плане, расходятся по пространственным характеристикам, которые Набоков целенаправленно выстраивает как оппозицию «замкнутое» - «открытое». В отличие от замкнутого пространства реальности, которая представлена конкретными отграниченными друг от друга локусов (лавка, трактир, комната, квартира), внутреннее пространство героя предельно открыто и широко. И не случайно мечтами охоты на бабочек во снах Пильграма являются природные объекты – сосновые леса, горные склоны, вересковые холмы, пастбища, оазисы, долины. По воле художника снова происходит семантизация формального противопоставления «замкнутое» - «открытое»: в тексте рассказа пространство внутреннего мира получает отчетливое значение свободы и бескрайности, а внешняя жизнь героя в себе несет такую же явную идею порабощения, неволи.

В рассказе художественное время соответствует художественному пространству. Время размеренной берлинской жизни циклично, будто задано кем-то извне, оно дублирует, заостряет идею несвободы и заключает Пильграма в замкнутый круг чередой событий: каждую субботу – трактир, каждое воскресенье – молчаливые прогулки с Элеонорой. Автор задает ритм жизни героя, Пильграма-лавочника, через лейтмотив капающей из крана воды и благодаря глаголам несовершенного вида в прошедшем времени, создающих эффект многократно повторяющихся действий: «возвращался», «бормотал», «входил», «кряхтел», «запирал» и т.д. Событийно-словесная ткань произведения в результате почти осязаемо передает ощущение вынужденности, ритуальности происходящего, как следствие, неподлинности существования Пильграма.

Набоков принципиально лишает внутренний мир категории психологического времени и формирует его по своей формуле – «вне дьявольского времени, но внутри божественного пространства».

Подобная организация художественного пространства и времени в произведении Набокова подводит к пониманию специфической художественной логики писателя, согласно которой, внешнее является всего лишь этапом на пути развития более совершенного внутреннего.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot