Погодная запись - это краткое сообщение о каком-либо историческом событии в летописи.
Система жанров древнерусской литературы
Система жанров древнерусской литературы была обусловлена специфическими особенностями средневекового мировоззрения. Древнерусская литература была подчинена нравственным и политическим целям. Древняя Русь вместе с христианством приняла и систему жанров церковной письменности, разработанную в Византии. Жанров в современном понимании еще не было, существовали каноны. Жанровая система древнерусской литературы была двуединой:
- Церковные жанры;
- Светские жанры.
Приоритет имели жанры церковные.
Древнерусские писатели, опираясь на византийские образцы, создали выдающиеся произведения житийной литературы, в которой нашли отражение существенные стороны жизни Древней Руси. Но древнерусская литература, в отличие от византийской, создает оригинальный жанр княжеского жития, цель которого – укрепление политического авторитета князя, окружение княжеской власти ореолом святости.
Отличительная черта княжеского жития – историзм и тесная связь с воинскими повестями, летописными сказаниями – жанрами светской литературы.
Жанры древнерусской литературы делятся на первичные и обобщающие.
Первичные жанры – это жанры, на основе которых возникли объединяющие жанры. К первичным жанрам относятся:
- Житие;
- Слово;
- Поучение;
- Повесть;
- Летописный рассказ;
- Погодная запись;
- Летописное сказание;
- Церковная легенда.
Житие – самый распространенный жанр древнерусской литературы. Оно было обязательным атрибутом, когда человека причисляли к лику святых. Житие создавалось людьми, непосредственно общавшимися с человеком и способными достоверно свидетельствовать о его жизни. житие создавалось после смерти человека. Житие святого – это пример праведной жизни, которой следует подражать. В житиях проповедовалась идея бессмертия души. Первыми житиями были «Житие Феодосия Печерского», «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», составленные преподобным Нестором.
Жанр поучения – один из разновидностей древнерусского красноречия, заимствованного из Византии. В поучении древнерусские летописцы составляли модель поведения для любого человека – и для простолюдина, и для князя. Самый яркий образец жанра поучения – «Поучение Владимира Мономаха».
Слово – еще одна разновидность древнерусского красноречия. Яркими примерами этого жанра являются «Слово о погибели земли русской» и «Слово о полку Игореве». Эти произведения – примеры политического слова. А образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о законе и Благодати» митрополита Иллариона.
Повесть – это произведение эпического характера, в котором повествуется о князьях, их воинских подвигах, а также княжеских преступлениях. Яркими примерами повестей являются «Повесть о житии Александра Невского», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о битве на реке Калке».
Объединяющими жанрами являются:
Летопись – это повествование об исторических событиях, самый древний жанр древнерусской литературы. Летопись сообщала события прошлого, была юридическим и политическим документом. Древнейшая летопись – «Повесть временных лет», рассказывающая о происхождении русских, возникновении древнерусского государства, о генеалогии киевских князей.
Хронограф – тексты, в которых содержится описание событий 15-16 вв.
Патерик – это описание жизни святых отцов.
Четьи-минеи – собрание произведений о святых.
Апокриф - произведение религиозно-легендарного характера. Этот жанр получил распространение в 13-14 вв. Церковь не признает этот жанр.
«Слово о Законе и Благодати»
Древнейшим произведение оригинальной древнерусской литературы, дошедшим в целом виде, является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
Д.С. Лихачев считает митрополита Иллариона первым русским писателем.
«Слово о Законе и Благодати» появилось примерно в 1049 году. Более ранних собственно древнерусских произведений (непереводных), сохранившихся в первоначальном виде, нет.
Для отечественной культуры это произведение имеет значение еще и потому, что является памятником формирующегося национального самосознания, когда на смену племенному мышлению приходят новые понятии и представления – «русская земля», «русский народ».
«Повесть временных лет»
«Повесть временных лет» - первый летописный свод, дошедший до современности. Над созданием этого произведения трудилось несколько поколений летописцев. «Повесть временных лет» - памятник коллективного творчества. Летописный свод повествует о возникновении Русского государства. Это важный памятник историографии. В «Повести временных лет» отразились представления книжников 12 века о месте русичей среди славянских народов, их представления о появлении Руси, о происхождении правящей династии. Это произведение свидетельствует о развитом национальном самосознании. Русское государство осмысляется как могущественное государство, с самостоятельной политикой, готовое вступить в единоборство даже с Византийской империей. Русь – это православное государство, освященное божественной благодатью.
Еще одна тема, которая поднимается летописцем – половецкая опасность.
«Повесть временных лет» раскрывает актуальные для той эпохи политические, военные, идеологические проблемы.
«Поучение» Владимира Мономаха
Одно из первых дидактических произведений древнерусской литературы – «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» до нас дошло в единственном списке 14 века. «Поучение» в Лаврентьевской летописи датировано 1096 годом. Это произведение является скорее завещанием, чем поучением Владимира Мономаха. Великий князь в назидание современникам и потомкам создает идеальный образ правителя, который беспокоится о чести и славе Русской земли. В «Поучении» выдвигаются задачи общегосударственного масштаба.
«Поучение» Владимира Мономаха вошло в «Золотой фонд» мировой литературы.