Ранее творчество
В 1905 году был опубликован первый стихотворный сборник Н. С. Гумилева «Путь конквистадоров» Произведения этого сборника были романтичны и полны героизма. Главный герои - сильные и отважные, они смело отправляются навстречу приключениям и опасностям.
По мнению автора, программным стихотворением сборника было стихотворение «Сонет». В нем он сравнивает себя с отважным конквистадором, который осваивает новые земли. Своими стихотворениями этого периода писатель прославляет смелость, мужество, отвагу, героизм, неустанное движение в перед, а всем невзгодам он смеется в лицо.
Творчество начинающего поэта Николая Гумилева было замечено авторитетным поэтом того времени В. Брюсовым. Брюсов видел в новичке большой потенциал. Во многом В. Брюсов покровительствовал поэту, а сам Н. Гумилев считал его своим учителем.
После окончания гимназии молодой писатель отправляется продолжить свое обучение в Париж. В это время он создал несколько известных произведений: «Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Скрипка Страдивариуса».
В 1908 году был опубликован поэтический сборник «Романтические цветы». Главным в этом сборнике была романтика. На написание этого сборника писателя вдохновили дальние странствия. Гумилев противопоставляет современную обыденность романтике прошлого. Поэт обращается ко временам римских императоров. В этом сборнике поэт отобразил свои впечатления от своего первого путешествия по Африке. Брюсов благосклонно относился к творчеству молодого писателя, он выделял особое умение Гумилева описывать образ точно и объективно.
В 1908 году поэт вернулся в Россию, в Петербург. В период с 1909 по 1913 он совершил три путешествия в Африку.
В 1910 году вышел следующий стихотворный сборник Н. Гумилева «Жемчужина». Гумилев посвятил его своему учителю и наставнику В. Брюсову. Книга так же состоит из романтических стихов. Источниками вдохновения для Гумилева стали некоторые произведения изобразительного искусства, литературные сюжеты, а также стихи символистов, например, Брюсова и Бальмонта. В этом сборнике уже видно, как поэт приобретает все больше и больше опыта в сложении стихотворений.
Зрелое творчество и акмеизм
В 1910-х Н. Гумилёв основал новое направление в литературе, которое получило название акмеизм. Слово «акмеизм» имеет греческое происхождение и переводится как «цветение» или «цветущая пора».
Акмеизм противопоставлялся символизму. Акмеизм провозглашал материальность, предметность образов и тем, культ конкретности.
Принципы акмеизма Н. Гумилёв сформировал при осмыслении своей собственной поэтической практики. Акмеисты описывали в своих произведениях земную жизнь, деятельность человека, главный их герой – не созерцатель, а деятели земной красоты.
1911-1912 годы считаются расцветом данного направления в литературе. В эти годы выходит стихотворный сборник Н. Гумилева под названием «Чужое небо». Считается что этот сборник вобрал в себя все самые важные черты акмеизма:
- умеренную экспрессию
- словесную дисциплину
- равновесие чувства, образа, содержания, формы
- множественность ликов лирического героя
- ясный взгляд на мир
- адамистическое мироощущение
- классическая строгость стиля
- равновесие объемов
- точность детали
В стихах этого сборника Н. Гумилёв прибегает к противопоставлениям высокого и низкого, прекрасного и безобразного, добра и зла. В сборник также вошли переводы Гумилёва. В этой книге Гумилёв отходит от темы России. Но в ней есть раздел, посвященный его супруге Анне Ахматовой.
«Чужое небо» было восторженно воспринято публикой. Н. Гумилев приобрел славу талантливого поэта.
Позднее творчество
В 1916 году вышел стихотворений сборник «Колчан». Выход этого сборника состоялся в разгар Первой мировой войны. В стихах этого сборника звучат как ярые призывы к победе, так и ужасные описания картины войны.
В 1918 году выходит стихотворный сборник «Костер». В стихах этого сборника поэт обращается к искусству античности, природе Скандинавии, сокровищам инков, так же всплывает и русская тема, Андрей Рублев и его иконы.
Когда в России началась революция Н. Гумилёв был заграницей, там он работал над книгой «Веселый братья». По его мнению, в поэзии настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности.
Вернувшись в Россию он с энтузиазмом возвращается к литературной жизни страны. В это время была опубликована поэма «Мик» посвященная африканской тематике.
С 1918 по 1921 год писательская жизнь Н. Гумилева была очень плодотворной. Он воссоздаёт «Цех поэтов», работает в издательстве «Всемирная литература», занимается поэтическими переводами, публикует стихотворный сборник «Шатер», который так же был посвящён Африке, пишет поэту «Начала» в которой прослеживается философская тематика.
В это время Н. Гумилев так же работал над выпуском книги «Огненный столп». В основном в него вошли стихотворения философского характера, например, «Память», «Душа и тело», «Шестое чувство» и др.
В эту книгу вошло и одно из самых знаменитых стихотворений Н. Гумилёва «Заблудившийся трамвай». В стихотворении представлены три плана:
- рассказ о трамвае, следующий по своему необычному пути
- поэтическая исповедь лирического героя
- философско–обобщенный план: жизнь кажется то прекрасной, то безобразной, то идет по прямым рельсам, то вращается по кругу
Удивительно то, что все три плана этого стихотворения удивительным образом сплетены и дополняют друг друга.
Поразительно, но поэт смог предсказать свою кончину, он знал, что жизнь его оборвется внезапно и далеко не в глубокой старости.
3 августа поэт был арестован и обвинен в участии в контрреволюционном движении. 26 августа он был расстрелян. Был ли поэт действительно причастен к заговору никто не знает.
После смерти Н. Гумилёва вышло несколько его книг: сборник стихов «К синей звезде», прозаический сборник «Тень от пальмы», а также многочисленные собрания стихотворений и рассказов.
Николай Степанов Гумилёв, знаменитый поэт Серебряного века, внес огромный вклад в развитие русской литературы. У поэта было множество последователей, в частности, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, В. Рождественский, А. Дементьев и другие.