Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Одоевский Владимир Фёдорович, русский писатель и мыслитель эпохи романтизма

Владимир Федорович Одоевский происходит из одной из старших ветвей Рюриковичей, является последним её представителем. Русский писатель, мыслитель, автор сказок для детей, основоположник русского музыкознания.

Биографическая справка

Одоевский Владимир Федорович родился в 1804 году в семье князя Одоевского – представителя древнего рода, обедневшего к моменту рождения Владимира Федоровича. С пятилетнего возраста, после смерти отца он продолжал воспитываться у родственников. Крепкая дружба связала его с двоюродным братом, будущим декабристом А.И. Одоевским. Мать, женщина незнатного происхождения, впоследствии дважды выходила замуж, но оба раза неудачно.

С 1816 по 1822 годы Одоевский обучается в Московском университетском благородном пансионе, который заканчивает с отличием. Во время учебы Владимир Федорович увлекается философией, в частности, трудами Шиллинга. В это время издаются его первые литературные работы «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным». Одоевский продолжает изучение естественных наук, становится завсегдатаем салона Зинаиды Волконской. В 1823 году совместно со своим другом Дмитрием Винивитиновым создает кружок философской мысли «Любомудры». Молодые мыслители разрабатывали новую концепцию для развития русской литературы. Они считали, что в литературе должны присутствовать не только чувства, но и мысли, а в науке – не только логические знания, но и образность.

В 1826 году Одоевский женится и переезжает Санкт-Петербург. Он служит в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. Является одним из разработчиков первых законов об авторском праве. Вместе с женой он открывает собственный литературный салон. Здесь собираются практически все писатели «золотого» века русской литературы: Пушкин, Гоголь, Лермонтов и другие. Музыкальную элиту представляют Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Рубинштейн.

Одоевский становится одним из основателей Общества посещения бедных. За свою общественную деятельность признан филантропом и благотворителем. С 1846 по 1861 годы Одоевский служил помощником директора Национальной библиотеки и заведовал Румянцевским музеем. В это же время он служит при дворе сначала в качестве камердинера, затем в чине гофмейстера и действительного статского советника, в 1861 году назначается сенатором. Через год Румянцевский музей переезжает в Москву, вместе с ним на родину возвращается и Одоевский. Вплоть до смерти в 1869 году, Владимир Федорович служит Отечеству и ведет активную творческую деятельность. Он способствует открытию Консерватории, выступает в Обществе любителей русской словесности, входит в Московский артистический кружок. В этот период Одоевский отходит от литературного творчества. Свое время он посвящает изучению русской истории, написанию статей по педагогике и слушанию дел в Сенате.

«Одоевский Владимир Фёдорович, русский писатель и мыслитель эпохи романтизма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основоположник русского музыкознания

Владимир Федорович Одоевский является основоположником научного музыковедения. В течение сорока лет он занимался изучением специфики музыкальных стилей и направлений, исполнительских школ, техники исполнения. В музыкально-критических статьях он давал анализ творчеству Баха, Листа, Шопена. Из русских композиторов отдавал предпочтение Глинке, Балакиреву, Даргомыжскому. Он первым оценил талант и музыкальную гениальность Чайковского и Римского-Корсакова.

Одоевский был «ученым музыкантом». Так его назвал известный музыкальный критик В.Ф. Ленц. Будучи поклонником творчества И.С. Баха, Одоевский в начале века пропагандировал его музыку, несмотря на то, что с творчеством Баха в России мало кто был знаком.

Благодаря Одоевскому в российском музыковедении впервые были определены такие термины, как:

  • вариация;
  • вибрация;
  • вводный тон.

Одоевский, изучая специфику органной музыки и органного звучания, заказал известному мастеру Мельцелю изготовить для него инструмент, который он назвал Себастианон. Кабинетный орган был установлен в салоне Одоевского. На нем экспериментировали со звуком сам хозяин и его гости, известные в России композиторы. Инструмент не сохранился. Известно, что сила звука напрямую зависела от силы нажатия на клавишу. Специфика настройки инструмента также осталась неизвестной.

Одоевский изучает русское музыкальное наследие и церковную музыку. Его поиски в мире анализа музыки стали основой для работ в этом направлении музыкальных критиков последующих лет. Он увлекся изучением музыкальной акустики и темперацией. В работах Одоевский обращает внимание на глубокую связь музыки и математики. Развивая мысль в философском цикле статей «Русские ночи», он проанализировал взаимосвязь музыкальных элементов. Эта концепция легла в основу его литературного произведения «Городок в табакерке».

Автор детских сказок и фантасмагорий:

  • «Пестрые сказки с красным словцом»;
  • «Городок в табакерке».

«Пестрые сказки с красным словцом» были напечатаны в 1833 году. Они привели в восторг Н. В. Гоголя. Байки и притчи нравоучительного характера преподносятся от лица рассказчика – Иринея Модестовича Гомозейки. Гомозейка – личность неоднозначная. Он рассуждает, с одной стороны, о недостатке гармонии и романтики в человеческих отношениях. С другой стороны, в его рассказах присутствует ирония автора по отношению к главному персонажу. Рассуждая устами паука о возвышенных чувствах, любви и верности, автор заканчивает повествование тем, что паук съедает и жену, и собственных детей. Вопрос о взрослении маленького человека и его подсознательный отказ от волшебства и фантасмагорий просматривается в сказке «Игоша». Одоевский описывает через жизнь Игоши его переход из мира детских ощущений в мир реальности. О том, как исчезают фантастические существа, сопровождающие внутренний мир ребенка, и как начинается взрослая жизнь.

В 1834 году публикуется первая художественно-познавательная сказка для детей «Городок в табакерке». Наряду с сюжетной линией автор знакомит детей с механикой (устройством действия табакерки), оптикой и другими науками. Произведение нашло отклик не только у публики тех времен, но и вошло в хрестоматийные чтения для школьников советской эпохи. Через сон главный герой сказки Миша изучает принцип действия музыкальной шкатулки и понимает взаимосвязь всех её деталей. Внешняя красота музыкального ящичка дополняется слаженной работой механизмов, нарушение работы которых приведет к поломке всей конструкции.

Замечание 1

Интерес к личности В.Ф. Одоевского возрос со второй половины ХХ века. Не имея детей, он вместе с супругой Еленой Павловной, посвятил жизнь литературе, музыке, педагогике и философии, оставив после себя богатейшее наследие в области этих наук

Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot