Владимир Федорович Одоевский происходит из одной из старших ветвей Рюриковичей, является последним её представителем. Русский писатель, мыслитель, автор сказок для детей, основоположник русского музыкознания.
Биографическая справка
Одоевский Владимир Федорович родился в 1804 году в семье князя Одоевского – представителя древнего рода, обедневшего к моменту рождения Владимира Федоровича. С пятилетнего возраста, после смерти отца он продолжал воспитываться у родственников. Крепкая дружба связала его с двоюродным братом, будущим декабристом А.И. Одоевским. Мать, женщина незнатного происхождения, впоследствии дважды выходила замуж, но оба раза неудачно.
С 1816 по 1822 годы Одоевский обучается в Московском университетском благородном пансионе, который заканчивает с отличием. Во время учебы Владимир Федорович увлекается философией, в частности, трудами Шиллинга. В это время издаются его первые литературные работы «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным». Одоевский продолжает изучение естественных наук, становится завсегдатаем салона Зинаиды Волконской. В 1823 году совместно со своим другом Дмитрием Винивитиновым создает кружок философской мысли «Любомудры». Молодые мыслители разрабатывали новую концепцию для развития русской литературы. Они считали, что в литературе должны присутствовать не только чувства, но и мысли, а в науке – не только логические знания, но и образность.
В 1826 году Одоевский женится и переезжает Санкт-Петербург. Он служит в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. Является одним из разработчиков первых законов об авторском праве. Вместе с женой он открывает собственный литературный салон. Здесь собираются практически все писатели «золотого» века русской литературы: Пушкин, Гоголь, Лермонтов и другие. Музыкальную элиту представляют Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Рубинштейн.
Одоевский становится одним из основателей Общества посещения бедных. За свою общественную деятельность признан филантропом и благотворителем. С 1846 по 1861 годы Одоевский служил помощником директора Национальной библиотеки и заведовал Румянцевским музеем. В это же время он служит при дворе сначала в качестве камердинера, затем в чине гофмейстера и действительного статского советника, в 1861 году назначается сенатором. Через год Румянцевский музей переезжает в Москву, вместе с ним на родину возвращается и Одоевский. Вплоть до смерти в 1869 году, Владимир Федорович служит Отечеству и ведет активную творческую деятельность. Он способствует открытию Консерватории, выступает в Обществе любителей русской словесности, входит в Московский артистический кружок. В этот период Одоевский отходит от литературного творчества. Свое время он посвящает изучению русской истории, написанию статей по педагогике и слушанию дел в Сенате.
Основоположник русского музыкознания
Владимир Федорович Одоевский является основоположником научного музыковедения. В течение сорока лет он занимался изучением специфики музыкальных стилей и направлений, исполнительских школ, техники исполнения. В музыкально-критических статьях он давал анализ творчеству Баха, Листа, Шопена. Из русских композиторов отдавал предпочтение Глинке, Балакиреву, Даргомыжскому. Он первым оценил талант и музыкальную гениальность Чайковского и Римского-Корсакова.
Одоевский был «ученым музыкантом». Так его назвал известный музыкальный критик В.Ф. Ленц. Будучи поклонником творчества И.С. Баха, Одоевский в начале века пропагандировал его музыку, несмотря на то, что с творчеством Баха в России мало кто был знаком.
Благодаря Одоевскому в российском музыковедении впервые были определены такие термины, как:
- вариация;
- вибрация;
- вводный тон.
Одоевский, изучая специфику органной музыки и органного звучания, заказал известному мастеру Мельцелю изготовить для него инструмент, который он назвал Себастианон. Кабинетный орган был установлен в салоне Одоевского. На нем экспериментировали со звуком сам хозяин и его гости, известные в России композиторы. Инструмент не сохранился. Известно, что сила звука напрямую зависела от силы нажатия на клавишу. Специфика настройки инструмента также осталась неизвестной.
Одоевский изучает русское музыкальное наследие и церковную музыку. Его поиски в мире анализа музыки стали основой для работ в этом направлении музыкальных критиков последующих лет. Он увлекся изучением музыкальной акустики и темперацией. В работах Одоевский обращает внимание на глубокую связь музыки и математики. Развивая мысль в философском цикле статей «Русские ночи», он проанализировал взаимосвязь музыкальных элементов. Эта концепция легла в основу его литературного произведения «Городок в табакерке».
Автор детских сказок и фантасмагорий:
- «Пестрые сказки с красным словцом»;
- «Городок в табакерке».
«Пестрые сказки с красным словцом» были напечатаны в 1833 году. Они привели в восторг Н. В. Гоголя. Байки и притчи нравоучительного характера преподносятся от лица рассказчика – Иринея Модестовича Гомозейки. Гомозейка – личность неоднозначная. Он рассуждает, с одной стороны, о недостатке гармонии и романтики в человеческих отношениях. С другой стороны, в его рассказах присутствует ирония автора по отношению к главному персонажу. Рассуждая устами паука о возвышенных чувствах, любви и верности, автор заканчивает повествование тем, что паук съедает и жену, и собственных детей. Вопрос о взрослении маленького человека и его подсознательный отказ от волшебства и фантасмагорий просматривается в сказке «Игоша». Одоевский описывает через жизнь Игоши его переход из мира детских ощущений в мир реальности. О том, как исчезают фантастические существа, сопровождающие внутренний мир ребенка, и как начинается взрослая жизнь.
В 1834 году публикуется первая художественно-познавательная сказка для детей «Городок в табакерке». Наряду с сюжетной линией автор знакомит детей с механикой (устройством действия табакерки), оптикой и другими науками. Произведение нашло отклик не только у публики тех времен, но и вошло в хрестоматийные чтения для школьников советской эпохи. Через сон главный герой сказки Миша изучает принцип действия музыкальной шкатулки и понимает взаимосвязь всех её деталей. Внешняя красота музыкального ящичка дополняется слаженной работой механизмов, нарушение работы которых приведет к поломке всей конструкции.
Интерес к личности В.Ф. Одоевского возрос со второй половины ХХ века. Не имея детей, он вместе с супругой Еленой Павловной, посвятил жизнь литературе, музыке, педагогике и философии, оставив после себя богатейшее наследие в области этих наук