Эпопея – это крупное произведение, большая эпическая поэма, повествующее о значительных исторических событиях.
Образ помещичества в поэме Некрасова
Работать над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов начал в 1863 году, вскоре после отмены крепостного права. Писателя интересует, сделала ли реформа кого-нибудь счастливым. По замыслу Некрасова, семеро крестьян задались вопросом: «Кому на Руси жить хорошо?» и отправились в путь, на поиски счастливого человека. По мнению крестьян, таким человеком является помещик. Одна глава поэмы так и называется – «Помещик».
Первым помещиком, встретившимся на пути крестьян, оказывается барин Оболт-Оболдуев. Одна только говорящая фамилия персонажа уже подчеркивает отношение писателя к помещичьему сословию. В насмешливом тоне дается и описание внешности помещика: «какой-то барин кругленький, пузатенький, с сигарою во рту».
Следующая встреча у крестьян состоялась с князем Утятиным. Н.А. Некрасов не скупится на сатирические черты, которые характеризуют этот персонаж. Князя, который «весь век чудил, дурил», новость об отмене крепостного права не обрадовала, его хватил удар.
Некрасов обличает князя и смеется над ним устами его бывших крепостных. Именно они называют Утятина «последышем», смеются над его нелепыми распоряжениями (например, шестилетнего мальчика женить на семидесятилетней вдове).
При описании внешности Утятина Некрасов использует народные сравнения (нос, как у ястреба, глаз, как оловянный грош).
Еще одним ярким образом поэмы является помещик Шалашников, который буквально «выбивал» оброк.
Сатирическая направленность произведения подтверждается картиной опустевшего помещичьего имения, по кирпичику растаскиваемого дворней. Автор считает, что это очень символично: не только помещики, описанные в произведении, доживают свой век, но и сам самодержавный строй, который и породил подобных крепостников.
Образ Оболт-Оболдуева
Барин Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев внешне очень схож с типичными образами помещиков: пузатый, круглый, румяный, усатый. Некрасов при описании этого персонажа использует уменьшительные суффиксы с пренебрежительным произношением (-еньк: пузатенький, кругленький и т.д.). Но от этого описание не изменяется. Троечка, сигарочка, вся эта слащавость не вызывает умиления. Наоборот у читателя складывается противоположное отношение. Помещик не вызывает жалости. Он пытается вести себя молодецки, однако у него это не получается. Увидев странников, Оболт-Оболдуев испугался. Крестьяне, которые получили вольность, не отказывали себе в желании наконец отомстить за многолетние унижения. Помещик выхватывает пистолетик. В его рука оружие становится каким-то ненастоящим, игрушечным.
Гаврила Афанасьевич очень гордится своим происхождением. Но даже оно вызывает у автора сомнения. Ведь за что предок Оболт-Ободуева получил власть и титул? За то, что развлекал царицу игрой с медведем. А другой прародитель помещика был казнен за попытку ограбить казну и сжечь столицу.
Оболт-Оболдуев привык к комфорту. И пока еще совсем не привык к тому, что ему больше не прислуживают. Помещик, рассказывая путникам о своем счастье, просит для удобства подушку, для комфорта – ковер и рюмку хереса – для настроения. Но сплошной праздник с множеством прислуги остался в прошлом. Барский дух радовали русские потехи и псовые охоты. Его радовала власть, нравилось бить мужиков. «ударам» Оболт-Оболдуева Некрасов подбирает яркие эпитеты:
- Зубодробительные,
- Искросыпительные,
- Скуловоротные.
Эти метафор совершенно не сходятся с рассказами помещика том, как он заботился о мужиках, как их любил угощал по праздникам. Оболдуеву жалко прошлого: кто же будет мужика миловать, если бить нельзя. Существовавшая связь между помещичьим слоем и мужиком разорвалась. Оболдуев уверен, что в этой ситуации пострадавшими оказались обе стороны, но его слова не находят поддержки ни у странников, ни у самого автора. Хозяйство Оболдуева приходит к упадку. Помещик не представляет, как можно вернуть прежнее состояние, ведь трудиться он не привык.
Образ князя Утятина
Поэт часто использует говорящие фамилии. Утятин – последний помещик описываемого строя. Именно во время его «царствования» столь любимое им крепостное право отменили. От злости князя хватил удар. Скупой и жестокий старик держал в страхе всех своих родных. Наследники Утятина уговорили крестьян притвориться и, когда помещик рядом, вести прежний образ жизни. За это они пообещали крестьянам землю. Мужики поверили лживым обещаниям и сыграли свою роль, но были обмануты. Этому никто не удивился – ни странники, ни автор.
Внешность князя Утятина – второй тип барина на Руси. Это тщедушный, худой старик. В его внешности есть и черты хищников: длинные усы, ястребиный нос, колкий взгляд. Это внешность опасного, скупого, жестокого человека, скрытого под мягкой личиной. Утятин, узнав, что крестьян «вернули», дурит еще сильнее. Его прихоти удивляют: играть на скрипке верхом на лошади, заставить не мычать коров, вместо собаки заставляет сторожить убогого глухонемого. Утятин умирает счастливым, ведь он уверен, что крепостное право не отменяли.
Образ Шалашникова
В главе «Савелий – богатырь Святорусский» писатель показывает образ еще одного помещика _ Шалашникова и его способ «выбивания» оброка. По сравнению с постоянными издевательствами Утятиных и Оболдуевых отношения Шалашникова с мужиками с одной стороны кажутся естественными и простыми, но с другой стороны, всех помещиков отличает жестокость, паразитизм и грубая враждебность народу.
Вся поэма пронизана ощущением неизбежного крушения самодержавия. Помещики, опора этого строя, в поэме Некрасова изображены «последышами», доживающими свой век.
Поэт противопоставляет в своем произведении два мира и две разные сферы жизни: мир помещиков и мир крестьянства. С помощью сатирических образов помещиков Н.А. Некрасов подводит читателя к выводу, что счастье народа возможно только тогда, когда сам народ станет хозяином своей жизни.
В образе каждого помещика отражается авторская ирония, но это смех сквозь слезы.