«Преступление и наказание» — это социально-психологический и социально-философский роман Ф. М. Достоевского, написанный в 1865-1866 годах.
Городские пейзажи Петербурга в романе Ф. М. Достоевского
Одним из главных действующих лиц в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является образ Петербурга.
Петербург – город мечты. Его великолепием, красотой дворцов восхищались известные прозаики и поэты, художники старались запечатлеть его на своих полотнах. Этим городом любуются туристы и гордятся жители. Однако на страницах романа Петербург предстает совершенно в другом качестве. Ф. М. Достоевский, умело используя детали городского пейзажа, помогает читателю понять внутреннее состояние героев – людей, принадлежащих к низшему слою общества.
С первых страниц романа читатель окунается в душную атмосферу Петербурга Родиона Раскольникова. Здесь город описывается как «вонючий, пыльный». Несчастный студент живет в бедном квартале, который вряд ли способствует творческим порывам. На узки грязных улочках встречаются персонажи, подобные главному герою. Появление Раскольникова среди прохожих в таком нищенском обличье ни у кого не вызывает удивления.
С описанием Петербурга в произведении Достоевского связаны все трагические моменты из жизни его персонажей.
В распивочной на Сенной зародилась ужасающая, бесчеловечная теория Раскольникова. Здесь же он встретился с Мармеладовым, над чьей бедой смеются постоянные посетители этого места. Здесь же, за грязным столиком, состоялся странный разговор Родиона Раскольникова со Свидригайловым. Грязь, вонь, равнодушные, пьяные лица, которым нет никакого дела до чужой боли, окружают Родиона. И кажется, будто сам город подталкивает главного героя к совершению преступления, усугубляет его болезненное душевное состояние после убийства.
Раскольников в попытке отвлечься, забыться, бесцельно бродит по улицам. Он изнывает от пыли и июльской жары, задыхается от зловонных запахов сточных канав. В этом квартале совершенно нет ничего, что хоть немного радовало бы глаз измученного человека, лишь толкотня, духота, кирпич, леса, известка и пыль. Изнуренный, уставший, Раскольников мечтает о зеленых деревьях, о фонтанах, о глотке чистого свежего воздуха. Но город продолжает беспощадно наносить удары один за другим. На пустынной улице главный герой встречает юную пьяную девушку, которую преследует ее сытый господин. Сумасшедшая вдова Катерина Ивановна, трагическая участь несчастного Мармеладова, испуганные, несчастные дети – все это тоже картины описания Петербурга в произведении Достоевского. В образе города, описанного автором романа, нет места архитектурным памятникам, зеленым садам и паркам, здесь нет прохладных фонтанов.
Интерьеры квартир героев романа
Однако изображение Петербурга не может быть исчерпывающим без описания жилищ персонажей романа:
- Родиона Раскольникова;
- Сони Мармеладовой;
- Катерины Ивановны.
Жилье Раскольникова – маленькая каморка, в которой еле уместился старый диван, стол и шкаф:
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».
Эта тесная комната превратила здорового молодого человека в маниакального злодея.
Тоску и уныние навевает и убогая обстановка в квартире Сони Мармеладов. Она вынуждена снимать комнату неправильной, даже уродливой формы, в которой не имеется даже самой необходимой мебели. Автор пишет, что эта комната была похожа на сарай. Хозяева квартиры – такие же бедные люди, как и Соня.
Для читателя самым шокирующим зрелищем становится знакомство с условиям жизни семьи Мармеладова. Чиновник, уволенный со службы, его чахоточная жена и маленькие дети вынуждены ютиться в проходной комнате. Им некуда спрятаться от скандалов пьяных соседей, от табачного дыма, от невоспитанных, бесцеремонных гостей. Жизнь Мармеладовых протекает на виду у все жильцов. Войдя в квартиру чиновника, Раскольников увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». Здесь было душно, а с лестницы несло вонью.
Распивочная на Сенной, комната старухи-процентщицы, угол Дмитрия Разумихина – обстановка всех помещений похожа и мало чем отличается. А похожими их делают нищета и убожество.
Ф. М. Достоевский в описаниях пейзажа и интерьера чаще всего использует серый и желтый цвета. Они символизируют безысходность и тоску. В жизни людей, вынужденных жить в таком Петербурге, не осталось места счастье, любви и красоте. Каждый из них, вынужденный обитать в квартале для бедноты, видит серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и бесчисленное количество вывесок, которые зазывают в питейные заведения. Ноги сами несут в эти распивочные, где за копейки можно вдоволь напиться, излить душу и напрочь забыться над стаканом.
Влияние города на героев произведения
Героям романа «Преступление и наказание» не знакомо то чувство, когда город становиться родным домом и любимой родиной. Они не чувствуют себя спокойными и защищенными. Читая произведение, мы знакомимся с Петербургом изнутри, видим глазами трудового человека, «униженного и оскорбленного», лишенного прав и задавленного нищетой. Поражающие воображение дворцы, великолепные парки, роскошь, сияние и блеск – это парадная сторона Петербурга. Там прожигают свою жизнь богатые вельможи и знатные дамы. И мало кого из них, из этих обитателей великолепных дворцов, интересует судьба простого человека, обеспечивающего их безбедную сытую жизнь.
Достоевский с огромной болью описывает среду существования миллионов людей, которым просто «некуда больше идти». Тяжелые условия их жизни вынуждают совершать убийства, подталкивают к созданию безумных теорий, заставляют пьянствовать и заниматься проституцией. Трагедия жизни этих людей разворачивается за стенами серых домов, стоящих на улицах великолепного Петербурга.
Петербург Достоевского заставляет читателя задуматься о социальном неравенстве и несправедливости, царящих в обществе. Равнодушный Петербург в произведении является олицетворением равнодушия людей. Им нет совершенно никакого дела до голодающих сирот, безработных спивающихся мужчин, больных женщин, талантливых, но нищих студентов, юных девушек, продающих свое тело.