Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ "естественного человека" в повести А. И. Куприна "Олеся"

Замечание 1

«Естественное состояние человека» - это свобода, существование в согласии с законами природы, исполнение назначения в среде разума и идей.

Идея «естественного человека»

Одна из центральных идей Просвещения предполагала, что правовые, политические, эстетические нормы жизни должны создаваться, исходя из «естественно» сложившегося индивидуума, не ограниченного рамками государственной и политической системы. Просветители придавали этой идее особое значение и опирались на переходные формы жизни, когда разложение феодальных отношений выделило личность, свободную от феодально-иерархических и родовых связей, но еще не знающую действия антагонистических противоречий капиталистического общества. Большое значение имела пропаганда «естественного права» и «естественного человека».

Наука о человеке понималась просветителями как «антропология» в широком смысле. В центре этой науки – изучение биологических и психических возможностей человека как самостоятельной единицы. Идея «естественного человека» связывает и сближает этапы освободительного движения буржуазной демократии.

К теме «естественного человека» обращались многие писатели. Например, образ "естественного человека" показан в следующих произведениях:

  • Олеся из повести «Олеся» А. И. Куприна,
  • Земфира из «Цыган» А. С. Пушкина,
  • Бэла из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • Марьяна из «Казаков» Л. Н. Толстого и т. д.

При всех различиях этих героинь их объединяет общее: ясность ума, цельность характера, нравственная чистота.

«Естественный человек» в повести «Олеся»

Героиня повести А. И. Куприна «Олеся» является классическим примером естественного человека. Повесть была написана в 1898 году. Это очень светлое, грустное, романтическое произведение, лишенное мелодраматизма. Мир главной героини повести – Олеси – это мир природы и духовной гармонии. И этот мир так чужд Ивану Тимофеевичу, который является представителем большого, жестокого города. Героиня привлекает Ивана Тимофеевича своей необычностью, непохожестью на местных «девчат». Его притягивают в ней естественность, простота и внутренняя свобода. Олеся выросла на природе, среди леса. Девушка не умела ни писать, ни читать, но при этом она обладала колоссальным духовным богатством и сильным характером. Герой повести хорошо образован, но он нерешителен, и даже его доброта больше похожа на малодушие. Два совершенно разных человека полюбили друг друга, однако эта любовь не принесла счастья влюбленным, и исход истории трагичен. Иван Тимофеевич понимает, что влюбился в девушку, и даже хотел бы сделать ее своей женой, но сомнение его останавливает. Он не может себе представить, как будет выглядеть его Олеся в модном платье, как она будет общаться с женами его сослуживцев. Герой повести понимает, что Олеся не сможет измениться и стать другой. Но он и сам не хочет этих изменений, ведь если она станет другой, то она станет такой же, как и все остальные. Олеся не испорчена дурным влиянием городской жизни, она внутренне свободна и духовно независима. Героиня повести способна к сильным чувствам, к чистой, самоотверженной любви. Однако встреча с представителем городской интеллигенции разрушает ее жизнь.

«Образ "естественного человека" в повести А. И. Куприна "Олеся"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В повести «Олеся» героиня, взращенная природой, противопоставлена не только Ивану Тимофеевичу, городскому жителю, но и жителям деревни. Куприн показывает, что сознание крестьян опутано древними предрассудками. Они искренне верят в надежность гадания, в действенность заклятия, в порчу. Они выгнали бабку Олеси – Мануйлиху – из-за того, что у женщины, которая поссорилась со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок.

В Олесе не ничего демонстративного, искусственного, лживого. Иван Тимофеевич вначале слышит ее чистый, свежий, звонкий голос. В портрете Олеси Куприн подчеркивает естественную красоту героини, указывает на черты, которые дают представление о ее характере.

Олеся обладает силой, которая позволяет ей затворять кров, заставлять человека споткнуться на ровном месте, предсказывать судьбу, нагнать страх на человека, находясь на расстоянии. По мнению главного героя, эти способности девушки объясняются тем, что ей доступны инстинктивные, бессознательные странные знания, полученные случайным опытом. И эти знания, опередив науку, живут в народе.

Олеся наделена наблюдательностью, ясностью ума, интуицией – качествами, которые в естественной среде не затемнились фальшивыми устоями общества, дурным воспитанием и получили достойное развитее. Именно наблюдательность и интуиция позволили девушке точно «предсказать» судьбу Ивана Тимофеевича.

В своей повести А. И. Куприн поэтизирует жизнь, которая не ограничена современными культурными и социальными рамками.

Замечание 2

Писатель стремится показать преимущества «естественного человека». Именно в нем Куприн видит духовные качества, которые давно утрачены в цивилизованном обществе.

Одной из главных тем творчества Куприна является тема любви. Интерес писателя к необычным людям проявляется в интересе к глубоким чувствам, не стесненным ничем. Например, в «Гранатовом браслете» Желтков поднимается над реальностью благодаря великой любви, которая руководит всей его жизнью. Ему не в силах помешать любить Веру ни общественное мнение, ни сословные рамки. Чертами «естественных» людей Куприн считает наивность, способность глубоко и искренне чувствовать, честность. Этими чертами наделены «цирковые», которые присутствуют во многих произведениях Куприна.

Писатель рассматривает проблему «естественного человека» и с другой стороны. Во многих произведениях он показывает надругательство над природным величием Человека, над его чистотой и красотой. Например, в «Поединке» военная среда разъедает все, кто к ней относится – не только молодого наивного Ромашова, который с легкостью и искренностью «естественного человека» отдается порывам своей души, но Брема, и других. А в «Молохе» машина завода, гигантская, беспощадная, пожирает жизни рабочих, подавляя в них последние отголоски силы, красоты и достоинства. В повести «Яма» Куприн показывает поистине страшное надругательство над любовью.

Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot