Новый человек в русской литературе
Что такое новый человек в русской литературе? Прежде всего, нам следует разобраться для какой эпохи он «новый». Если брать эпоху начала девятнадцатого века, конца девятнадцатого, начала двадцатого и конца двадцатого, то представления о «новизне», а, следовательно, и о новом человеке в русской литературе будут различаться.
Рассмотрим первую из вышеуказанных литературных эпох. В начале девятнадцатого века в русской литературе преобладал сентиментализм, романтизм и реализм. В большинстве произведений тех времен раскрывается тема «потерянного человека», не сумевшего найти себя в жизни и реализоваться. Так, можно предположить, что именно этот типаж является «новым» человеком для той эпохи. Так, рассматривая произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова («Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» соответственно), можно увидеть следующие особенности, характеризующие «нового» человека того периода:
- Блестящий ум, образованность, умение танцевать, знание языков и воспитанность. То есть, мы видим перед собой ухоженного интеллигентного человека.
- Красота. Мы видим человека, который пользуется популярностью в светском обществе, хотя и не находит себе среди него места.
- Равнодушие и эгоизм. Также мы видим перед собой человека, не видящего никого, кроме себя, готового даже на преступление ради своих, порой безумных, желаний.
- Богатство и деньги. И, пожалуй, это одна из причин всех бед этого героя.
Итак, вот он – представитель нового человека начала девятнадцатого века. Чем же он отличается от представителя конца девятнадцатого века? Найдем эти различия, анализируя произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»:
- Герой умен, красив собою, однако лишен прекрасных манер, богатства и дворянского происхождения.
- Герой является нигилистом, он ярый приверженец этой идеологии и науки, верит только тому, что доказано неоднократно.
- Герой очень принципиален, холоден, жесток. Именно жесткость, но в хорошем смысле, как и огромная сила воли держит его внутренний стержень, позволяя ему быть таким, какой он есть.
Итак, герой конца девятнадцатого века – это нигилист, умный, образованный человек, умеющий сочувствовать и переживать, однако, остающийся холодным и равнодушным. Нося эту маску жесткости, он забывает об одном – о том, что когда-нибудь его принципы не пройдут проверку и всем виден будет он – он настоящий.
Характерные черты «нового» человека первой половины двадцатого века ничем сильно не отличаются от новизны в конце двадцатого века. Черты эти следующие:
- Этот человек может быть лишен дворянского происхождения, беден, но честен, часто – благороден. Так, через образ «нового» человека передается символично политическая обстановка в России того времени.
- Этот человек обязательно рабочий. Так, через литературу в массы шла политика «честного туда», которая преподносила человеческий труд как неоспоримую основу счастливой и успешной жизни.
Так, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в разные эпохи и времена в русской литературе был различен и образ «нового» человека, и человека-образца и примера для подражания. И, как мы видим, это образ не всегда был наделен высоконравственными качествами. Даже наоборот, людей во все времена шокировал образ аморального, эгоистичного человека, потому что так жить, по мнению людей, было просто нельзя.
Значение нового человека в русской литературе
Каково же значение «нового» человека в русской литературе и всегда ли оно оправдывает ожидания? Почему именно «новый» человек является символом той эпохи, в которой ему было суждено стать «новым».
Ответ на этот довольно непростой вопрос можно найти, проанализировав классические произведения в русской литературе. На самом деле, образ «нового» человека не всегда оправдывает ожидания, возложенные на него, а скорее шокирует людей. Так произошло и с Онегиным, и с Печориным, и с Базаровым. А вот в начале двадцатого века образ «нового» человека стал образцом и примером для подражания подрастающему поколению. Рассмотрим же значение нового человека в русской литературе.
Во-первых, образ «нового» человека имеет историческую ценность. Всегда интересно знать, что являлось новым для русского народна, ведь то, что шокировало когда-то народ, может сказать нам много нового об их традиционном образе жизни.
Во-вторых, образ нового человека в русской литературе может сказать нам о том, что было модным в тот или иной период времен в России.
В-третьих, новый человек в русской литературе может показать нам то, какие качества шокировали людей или же, наоборот, ценились и были в почете. Так, данный образ может нести еще и поучительную функцию: любой читатель может самостоятельно делать выводы из той или иной ситуации в романе.
В-четвертых, новый человек в русской литературе играет значение не только примера или образца, но и антипода приличного и умного человека. Такой «новый человек» встречается не только в русской литературе, но и в зарубежной (О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ нового человека в различное время может играть различную роль в русской литературе.
В девятнадцатом веке, а точнее, в его начале, – это образ антипода нормального человека, поскольку «новый» человек эгоистичен и равнодушен. Во второй половине девятнадцатого века образ нового человека играет роль не сколько образца, сколько деятеля. Это – пример длительного труда по выработке собственного мнения, говорит читателю о том, что человеческий ум не имеет начала и конца, он неиссякаем. В двадцатом веке «новый» человек – это пример, образец для подражания подрастающему (и не только) поколению.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что образ нового человека играет большую роль в русской литературе, потому что именно благодаря ему формируется мировоззрение и взгляд на русскую литературу того или иного периода в России.