Текстология – это дисциплина, изучающая историю возникновения и судьбу текста литературных художественных произведений.
Сущность методики текстологической подготовки классических текстов в последнюю треть XVIII века
Издательская подготовка текстов памятников древней литературы в последней трети XVIII века преимущественно осуществилась при помощи традиционных методов, вследствие чего для неё характерным было стремление к выявлению наиболее раннего списка текста.
Для отечественной эдиционной практики последней трети XVIII века характерной была подготовка изданий в форме многотомников.
Первоначально они возникли и существовали в роли изданий просветительского типа, то есть изданий образцовых, лучших произведений русских писателей-классиков. Но к середине 1780-х годов текстологически подготовленные многотомники по составу входящих в них произведений достигли уровня «полных».
В связи с этим, редакторы и составители того времени предпринимали тщательные изыскания в периодике и прижизненных изданиях, собирали и включали в издание все найденные ими произведения писателя, что шло в разрез с требованиями эстетического принципа.
Рассматривая данный процесс, необходимо обратиться к его сущности, которая заключается в качественном изменении содержания понятия «научно-обоснованная характеристика творчества автора». Вслед за ним изменениям подверглись все основные принципы текстологической подготовки и её методика. Данные качественные изменения в текстологической деятельности были вызваны имевшимся интенсивным развитием национальной культуры, литературы, науки, а также профессионализацией как труда литераторов, так и читательской аудитории.
В целом протекание этого медленного процесса было оформлено как поэтапное, постепенное формирование отдельных количественных изменений, которые по своей природе были эмпирическими. С течением времени эти изменения эволюционно накапливались, что периодически приводило к резким, скачкообразным качественным изменениям.
Полное собрание сочинений А. П. Сумарокова 1781 г. как пример развития текстологической подготовки изданий
Примером одного из качественных изменений является полное собрание сочинений русского поэта и литературного критика Александра Петровича Сумарокова (1717-1777 гг.) в десяти томах, которое было опубликовано известным российским издателем Николаем Ивановичем Новиковым (1744-1818 гг.) в 1781-1782 годах.
Это было лишь одно из намеченных Н. И. Новиковым выпусков полных собраний сочинений русских писателей. Подготовка и издание этих выпусков были нацелены на сбор произведений писателей-классиков, которые были разбросаны по разным изданиям или прежде вовсе не публиковались, а также на установление и (в случае необходимости) исправления их текста.
Этот десятитомник представляет собой практическое воплощение идеи полноты состава. Эта идея стала логическим продолжением концепции полного собрания сочинений, которое появилось в практике отечественной текстологической подготовки изданий текстов классических русских произведений и редакционно-издательской деятельности последней трети XVIII века. Идея полноты состава предполагала:
- равнозначное и равноценное соотношения всех произведений автора, которые ни коим образом не зависели от их назначения, конкретного содержания, тематики, жанра;
- осознание необходимости выпуска вариантов, разночтений, других редакций;
- использование, помимо эстетического критерия отбора произведений, критерия научного отражения наследия писателя.
Таким образом, Н. И. Новиков, работая над данным выпуском, решал следующие текстологические задачи:
- сбор произведений поэта;
- установление текста собранных произведений;
- обобщение наследия А. П. Сумарокова до уровня научной оценки его наследия в целом;
- систематизация наследия А. П. Сумарокова с позиций, качественно новых для текстологии, истории литературы и литературоведения тех лет.
Полное собрание сочинений А. П. Сумарокова в специализированной литературе принято считать типичным представителем просветительских изданий. Такой вывод был сделан на основе оказавшего на него влияния эдиционной практики XVIII века, особенности его жанровой структуры, отсутствия в нём специального исследования истории текста, текстологических задач, а также обоснования принципов выбора его источников. Однако отмеченная в данном десятитомнике полнота состава (это предполагает, что в него были включены не только лучшие, образцовые произведения, а все когда-либо написанные автором художественные произведения), вместе с включением других редакций (кроме основной) и с особенностями содержания и построения комментария дают основания усомниться в справедливости этого вывода.
Роль критерия полноты состава в эдиционной практике того времени
В связи со всем выше изложенным данный десятитомник и другие издания того времени свидетельствовали о необходимых изменениях на практике характеристик и признаков изданий различных видов, которые были менее консервативные, наиболее подвижные. Одним из представителей подобного ряда характеристик является состав.
Пределы изменения состава достаточно широко распространены: от отдельного произведения (и даже от его части) до полного собрания сочинений, а также в пределах изданий одного и того же вида, например, сборника или собрания сочинений. Данное свойство представляет собой прямое следствие того, что в последней трети XVIII века сформировались существенные характеристики качественных форм проявления критерия современных видов изданий.
Благодаря результатам развития эдиционной практики того времени авторские издания подразделяются следующим образом:
- моноиздание – это издание одного произведения, которое отражает его текст;
- сборник – это издание нескольких произведений, которое отражает выделенную по тому или иному принципу часть творчества автора;
- собрание сочинений – это издание, которое в целом отражает творчество писателя.