Символизм – это направление в литературе и искусстве России конца 19 — начала 20 вв.
Сюжет и идея романа «Петербург»
Роман «Петербург» А. Белого является самым сильным и художественно выразительным из всех его произведений. Этот роман некоторые исследователи характеризуют как «небывалая до этого в литературе запись бреда». При помощи усложненных и утонченных приемов автор строит особый мир – фантастический, невероятный, чудовищный. Это мир ужаса и кошмара, мио обездушенных людей, извращенных перспектив, движущихся мертвецов. Но самое страшное, что этот мир – реально существует. Читателю, чтобы понять законы этого мира, нужно оставить в стороне логические навыки. В этом мире здравый смысл упразднен, причинные связи ослаблены, человеческое сознание разделено на кусочки.
Топография мира этого произведения строго геометрична. Петербург с его прямыми линиями улиц и плоскостями площадей автором воспринимается как система треугольников, пирамид, кубов, параллелепипедов, трапеций. И это геометрическое пространство населено абстрактными фигурами. Они произносят заученные слова, движутся механически, словно заводные автоматы. Произведение перегружено событиями, однако они не нарушают его неподвижность. Кажется, что живет только Петербург – город-вампир, который материализовался из желтых туманов, живет Медный Всадник, роковой волей которого город был вызван из небытия.
Героем произведения является сенатор Аполлон Аполлонович Аблеухов. Он помешан на регламентации и управляет страной циркулярами из математической точки личного кабинета. Два года назад от сенатора сбежала жена Анна Петровна, прельстившаяся итальянским певцом. Николай Аполлонович, сын сенатора, интересуется революционерами и изучает Канта. Когда-то он дал неосторожное обещание «партии». К Николаю приходит террорист – студент Дудкин, который передает ему на хранение бомбу с часовым механизмом – «сардипницу». Николай влюблен в Софию Петровну, жену офицера Ликутина, однако эта любовь не взаимна. Николай надевает красное платье и пугает женщину на балу. Красное домино оказывается в хронике происшествий, происходит скандал. Муж Софии Петровны страдает и ревнует, даже пытается повеситься, но срывается. А провокатор подкидывает Николаю письмо, в котором говорится о требовании партии взорвать своего отца. Офицер Ликутин решает свести счеты с соперником и отрывает Николаю фалду сюртука. Дудкин ножницами вспарывает провокатора Липпанченко. Анна Петровна возвращается к мужу после неудавшегося романа с Миндалини. В кабинете сенатора взрывается бомба, но он остается невредимым. Аполлон Аполлонович подает в отставку и переезжает в деревню. А Николай возвращается после путешествия по Африке и начинает читать труды философа Сковороды.
Фабула романа выглядит бессмысленной. Но это не извращает замысел автора, а только усиливает главные линии произведения. А. Белый на самом деле видит мир бессмысленным. Он с удивительным словесным мастерством показывает всю чудовищную нелепость мира. В призрачном городе пересекаются две безумные идеи:
- Реакция в лице Аполлона Аблеухова;
- Революция в образе Дудкина.
Обе идеи ненавистны автору. Оплотом реакции является Петербург, а очаг революции представляет Васильевский остров. Васильевский остров восстает против Петербург. И от гибнущего старого мира, и от нового, несущего гибель, веет холодом.
Один символ – лед – характеризует и новый мир, и старый. Реакция – это ледяное царство, но революция – это «ледяной костер».
Идейный замысел романа полностью раскрывается в загадочном письме, которое читает Дудкин. И старая Россия, и ее новая реакция и революция находятся во власти темной стихии, в которой родится новая человеческая раса, и единственным спасением является «эфирное явление Христа».
Мотив театра в романе «Петербург»
Петербург представлен как театр гротескных масок. «Ангел Пери», София Петровна, окружена множеством поклонников. Их имена: граф Авен, Шпорышев, Оммау-Оммергау, Липпанченко, Вергефден.
Террорист Дудкин сетует на то, что его окружает «общество серых мокриц».
На балу гости смешиваются с масками, мелькает красное домино, и распыленная действительность кружится в вихре безумия.
Провокатор Липпанченко является тоже маской, безликим чудовищем.
Персиянин Шишпарфнэ, загадочный гость Дудкина предстает в образе ожившего призрака.
Сам город – призрак, и его жители – тоже призраки. Мир в произведении дематериализован, превращен в двухмерный, где от вещей остались только контуры. И этими приемами подготовлено появление Медного Всадника. Студент Дудкин слышит металлические удары, которые дробят лестницу его дома. Затем слетает дверь с чулана. И на пороге Дудкин видит фигуру Медного Всадника.
Завязку романа составляет мотивы семейной драмы:
- Намечается конфликт между отцом и матерью: спустя два с половиной года жена сенатора возвращается к мужу;
- Конфликт между Аполлоном Аполлоновичем и Николаем – это столкновение двух миров;
- Проблема отца раскрывается в произведении как любовь-ненависть;
- Сын является потенциальным отцеубийцей;
- Отец боится и ненавидит сына;
- Отец – потенциальный «умопостигаемый сыноубийца».
С самого начала повествования в романе звучит театральный мотив. Образ театра возникает не только в Петербурге», но и в стихотворениях писателя. И образ театра идеально сочетается с концепцией двоемирия символистов. В романе этот мотив помогает передать представления о реальности мира как о сценической площадке, где во времени разыгрывается представление. Представление – это жизнь человека. И в таком театре комедия неотделима от трагедии. Человек – это кукла, игрушка, которую неведомы кукловод водит за ниточки. И режиссер определяет, что должно делать персонаж. В этом мире все, что делает человек – это роль, а истинное его лицо спрятано за маской. Всех героев романа захватывает эта стихия театральности. Театральное начало входит в жизнь героев, определяет характер их поведения в зависимости от ситуации, определяет «сюжет» взаимоотношений.