Мораль басни "Зеркало" может быть выражена двумя словами: прежде чем, кого-либо судить, неплохо бы присмотреться к себе.
Басня «Зеркало» была написана С. Михалковым, благодаря творчеству которого русская литература для детей обогатилась новыми жанрами, мотивами, образами.
Литература для детей
С. Михалков был разносторонним писателем, однако наибольшее признание он получил как детский писатель. Не будет преувеличением сказать, что на его произведениях выросло большинство поколений прошлого столетия.
В годы войны Михалков был военным журналистом, он своими глазами видел детей, пострадавших от военных действий, детей, изможденных голодом, сломленных страданиями. Именно им он посвятил самые лучшие свои произведения.
Практически все произведения автора, созданные для детей, начиная с 30-х годов прошлого века, входят в школьные и дошкольные хрестоматии, буквари, книги для чтения, разучиваются наизусть, звучат на радио, демонстрируются на сценах и на экране.
Наиболее известным героем Михалкова выступает знаменитый «Дядя Степа», с образом которого знакомы дети не только в России, но и за рубежом.
Особенности басен Михалкова
В качестве особенностей детской поэзии Михалкова следует назвать ее веселый и несколько язвительный характер. Его произведения носят ярко выраженный воспитательный характер: рисуя предосудительные или, наоборот, похвальные поступки, он учит детей и взрослых различать добро и зло, противодействовать несправедливости и быть справедливыми.
Основными темами произведений для детей выступают следующие:
- уважение к труду и тем, кто трудится;
- воспитание дружбы и взаимопомощи;
- неприязнь к лени, эгоизму, бахвальству.
Таким образом, детские стихи Михалкова – самобытное явление русской поэзии. В них соединяются детская любознательность и педагогическая мудрость, артистизм и остроумие. Все эти качества позволили Михалкову возродить в отечественной литературе древний жанр басни. В своих баснях он высмеивал жадность и глупость, высокомерие. Всего автором было создано более 200 басен.
Особенности басни «Зеркало»
В основании басен Михалкова, в том числе, и басни «Зеркало» два персонажа: отрицательный и противопоставленный ему положительный. Реальный или иносказательный образ персонажа отличается четкой определенностью характера, поведения, которая служит основным средством раскрытия морали. В басне «Зеркало» центральный образ произведения - Носорог отличается определённостью характера – стремлением высмеивать окружающих, глупостью, и определенностью поведения – стремлением обижать, оскорблять окружающих. То, что образ Носорога является центральным образом произведения, отражает и прямая номинация отличительных характеристик иносказательного персонажа:
«Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться».
В результате подобной вербализации достигается раскрытие морали басни, донесение главной мысли произведения – обличение негативных, отрицательных качеств человека, в данном конкретном случае, стремления всех оскорблять.
В отличие от басен, в которых дидактическая направленность произведения выражена эксплицитно, Михалков заканчивает басню словами:
«И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться».
Эксплицитная формулировка морали отсутствует, автор наглядно отображает особенности поведения Носорога, подчеркивает его глупость и недальновидность, оценивает подобное поведение как "глупое", подводит читателя к формированию выводов, однако предлагает ему сделать это самостоятельно. Автор избегает прямой дидактичности, поскольку она легко выводится из контекста. Иначе говоря, басни Михалкова занимают промежуточное положение среди жанров с косвенно и прямо выраженной дидактичностью.
Как и большинство басен Михалкова «Зеркало» отличается аллегоричностью, иносказательностью, достижению которой служит, в том числе, и множественное использование фразеологизмов. Благодаря фразеологизмам осуществляет «очеловечивание» персонажей басни, которым приписываются черты, не свойственные животным-прототипам.
Как и большинство басен, басня «Зеркало» имеет устойчивую структуру:
- зачин;
- основная часть;
- развязка.
Подобная композиция позволяет организовать информацию сообщения, подвести реципиента к формированию собственных выводов. Внешняя простота басни заставляет читателя задуматься о ее скрытом смысле, о соотношении между выраженным эксплицитно и подтекстом.
Кроме того, в качестве сущностных характеристик басен Михалкова следует назвать их лаконичность, минимальное количество персонажей и конфликтующих сторон. В свою очередь, ограниченное количество персонажей, минимизация информации о месте и времени действия приводит к некоторой типологизации басен, их характеров и персонажей, а также их поступков. Одна сюжетная линия предполагает один конфликт.
Как отмечают исследователи, подобные особенности басни обусловлены тем фактом, что современная басня, как и современная литература в целом, не терпит поучений, которые неприемлемы для реципиента любого возраста. Соответственно, дидактичность басен Михалкова представляет собой морально-этическую направленность дискурса, сложную категорию, которая позволяет реализовывать воспитательную функцию на основании подведения реципиента к самостоятельным вводам в отношении социально одобряемых, социально порицаемых форм и моделей поведения.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что детские произведения Михалкова отличаются высоким воспитательным потенциалом, в иносказательной, аллегорической форме раскрывая позитивные и негативные качества человека, способствуя формированию социально одобряемых поведенческих паттернов, облегчению воспитания ребенка в увлекательной, интересной, доступной форме, отвечающей потребностям детского возраста.