Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Традиции народного эпоса в произведениях жанра фентэзи на примере романа Дж. Мартина "Игра Престолов"

Замечание 1

«Игра престолов» - это американский телесериал в жанре фэнтези, в основу которого был положен цикл романов Дж. Мартина «Песнь льда и огня».

Источники формирования фэнтези

История жанра фэнтези уходит своими корнями в 8 век до н.э., когда были созданы эпосы Гомера. Именно в них было установлено понятие литературного гения и основаны традиции литературы фэнтези. А работы Гесиода расширяют рамки классической мифологии. Фэнтези ведет свою историю от древнегреческих мифов и эпосов Средневековья («Беовульф»). Большое влияние на развитие жанра оказали средневековые романы. По мнению А. Сапковского, в основе большинства произведений жанра фэнтези лежит артурианская легенда с ее романтикой, магией и мечами.

Изучение фэнтези как отдельного жанра на Западе началось в 70-е годы 20 века. И тогда же этот термин вошел в употребление.

Большая часть классификаций фэнтези основаны на проблемно-тематическом принципе. Е. Афанасьева выделяет следующие виды фэнтези, основанные на этом принципе:

  • Эпическое;
  • Мифологическое;
  • Темное;
  • Романтическое;
  • Мистическое.

Первое произведение эпического фэнтези – «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена. Эпическое фэнтези отличается масштабностью событий. В таких произведениях герой, как правило, отправляется на битву с могущественным врагом, который стоит на стороне зла. Для данного стиля характерны описания войн и битв. Истоками эпического фэнтези являются:

  • мифологические повествования о великих битвах и героях (подвиг Геракла, битвы титанов и т.д.);
  • легенды о рыцарях и героях (легенды о Священном Граале, о короле Артуре, крестовых походах и т.д.);
  • религиозные притчи.

Мистическое и темное фэнтези схожи с эпическим тем, что действие происходит в средневековой обстановке. Главное отличие заключается в том, что в мистическом и темном фэнтези нет походов, баталий, великих войн. Темное фэнтези строится по классическим канонам, но основу сюжета, в отличие от классического фэнтези, составляет не просто борьба Добра и Зла, а противостояние оставшихся крох Добра, пытающихся не позволить Злу превратить мир в ад. Зло здесь уже победило, и проявления зла – обычное дело.

«Традиции народного эпоса в произведениях жанра фентэзи на примере романа Дж. Мартина "Игра Престолов"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Мистическое фэнтези основано на легендах и мифах, когда паранормальные существа приходят в человеческий мир, контактируют с людьми. У каждого народа есть страшные легенды и истории, в которых героям не суждено победить зло, выжить, достичь цели. Авторы добавляют персонажей и сгущают краски, создавая рассказы и романы в жанре мистического и темного фэнтези, близкого к хоррору.

Мифологическое фэнтези вплетает в сюжет традиционные мифы разных народов. Здесь может быть реальным существование мифических существ, колдовства, богов. Различают следующие виды фэнтези:

  • Кельтской мифологии (например, серия «Хроники Артура» А.А. Аттанасио);
  • Германо-скандинавской мифологии («Сломанный меч» «Война богов» П. Андерсона);
  • Ирландской мифологии («Лепреконы» Крейга Шоу Гарднера, «Дочь короля эльфов» лорда Дансени);
  • Славянской мифологии («Князь Иван» П. Морвуда, «Славянские хроники» К. Черри);
  • Восточной мифологии;
  • Африканской мифологии («Дети Ананси Н. Геймана, «По мыслящим королевствам» А. Фостера);
  • Индейской мифологии (А. Нортон);
  • Эскимосской мифологии;
  • Мифологи Океании;
  • Мифологии австралийских аборигенов.

В основе романтического фэнтези лежит понятие romance – на Западе так именуют любовные романы. Но от любовных романов романтическое фэнтези отличает глубокий психологизм, прописанность взаимоотношений персонажей.

Замечание 2

Еще одним принципом деления фэнтези является пространственно-временной. По этому принципу выделяют городские и исторические фэнтези.

Основу любого произведения фэнтези составляет либо переработка традиционной системы мифов, либо авторская мифопоэтическая концепция.

«Игра престолов»

Роман Дж. Мартина «Игра престолов» является одним из культовых произведений жанра фэнтези. Роман вышел в 1996 году. «Игра престолов» за короткое время стала бестселлером.

Сюжет романа концентрический, ориентирован больше на психические факторы. В романе несколько сюжетных линий.

Завязка романа традиционная для эпического фэнтези – повествование начинается с «пробуждения зла». «Зло» в этом случае – это семь королевств. Гибель Роберта Баратеона стала мощным импульсом для начала борьбы за Железный трон. Почти все правители согласны даже поверить в религию и магию. Жанровым стереотипом в завязке эпического фэнтези является жажда мести, и Дж. Мартин награждает ею сразу несколько семейств. Обстановку накаляют также интриги государственного масштаба, которые плетут Петир и евнух Варис.

В мире романа существует несколько религий: вера в Бога Смерти, вера в Семерых, Старых Богов, Владыку Света, Утонувшего Бога. В каждом уголке этого фантастического мира верят в своих богов, и на религиозной почве периодически разгораются войны. Например, вандалы истребили Детей Леса, практически уничтожили их религию. В этом мотиве прослеживается связь с мотивом борьбы с внешним врагом, воплощение природных сил, несущих опасность для человека. В этом случае особого внимания заслуживает Дейенерис Таргариен, которой в битвах помогали драконы, ее «дети». Противникам Дейенерис приходилось бороться с доисторическими ящерами. Наравне с драконами можно рассмотреть белых ходоков. Это гуманоидная раса, которая обладает умением реанимировать мертвых, которые становятся вихтами и исполняют волю ходоков.

Автор использует в романе элементы средневековой лексики: бастарды, рыцари, пиры, битвы, мечи и т.д. Сама атмосфера романа – мрачная, наполненная грязью и развратом, насыщенная распрями и ссорами. Лексическую отсылку к эпоху Средневековья делают наименования королевских регалий: трон, корона, щиты, государственные печати.

Дж. Мартин при создании мира «Игры престолов» вдохновлялся сказочными мотивами, которые присутствуют в фольклоре разных культур и народов. Так, в народном творчестве часто встречается мотив змееборства – борьбы героя с огнедышащим существом, который символически ограняет границу между человеческим миром и миром мертвых.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot