Биография Михаила Зощенко
Михаил Михайлович Зощенко, известный русский прозаик, родился в июле 1894 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье Михаила Зощенко и Елены Суриной. Отец писателя был художником-передвижником, мозаика которого по сей день является украшением фасада музея Александра Суворова в Санкт-Петербурге. Мать писателя тоже была творческим человеком, до замужества Елена Иосифовна была актрисой, а после замужества и рождения детей, она писала рассказы, которые печатались в газете «Копейка».
В 8 лет Михаила Михайловича отдали в гимназию. Будущий писатель учился неважно, сочинение на выпускном экзамене написала на «1», и это несмотря на то, что уже в тот период он мечтал о карьере писателя. Жила семья Зощенко небогато. В 1913 году будущий писатель поступил на отделение юриспруденции Императорского университета, однако в связи с тем, что оплачивать обучение было нечем, через год Зощенко был отчислен. После этого он устроился на железную дорогу контролером, где проработал всего год, затем началась Первая мировая война.
Впоследствии в своих мемуарах писатель говорил, что у него не было «патриотического настроения». Несмотря на это, на войне Зощенко отличился. Он был несколько раз ранен, а после отравления газом его отправили в запас. Однако Михаил Михайлович отказался и снова вернулся на фронт. За боевые заслуги Зощенко был четырежды награжден орденом.
Октябрьская революция не позволила Михаилу Зощенко стать капитаном и получить орден Святого Владимира. В 1915 году писателя отправили в резерв. Летом он был назначен комендантом Петроградского почтамта, однако спустя шесть месяцев Зощенко уехал в Архангельск. Переехать во Францию писатель категорически отказался.
За всю свою жизнь Михаил Зощенко сменил около 15 профессий – он работал в суде, занимался разведением кур и кроликов в Смоленской губернии, даже работал сапожником.
В 1919 году Зощенко добровольцем поступил в Красную армию, однако уже весной попал в госпиталь, откуда был демобилизован, после чего стал работать телефонистом.
Литературная деятельность Михаила Зощенко
Писать Михаил Михайлович начал уже в восьмилетнем возрасте. Сначала мальчик писал стихи, а затем рассказы. В 1907 году Зощенко написал рассказ «Пальто», на тот момент ему было всего тринадцать лет. Семейные неурядицы и детские впечатления оказали большое влияние на писателя, и позже нашли свое отражение в его произведениях для детей:
- «Елка»
- «Калоши и мороженое»
- «Великие путешественники»
- «Глупая история».
После демобилизации Михаил Зощенко перепробовал себя в различных сферах деятельности, что сильно отразилось в его произведениях, обогатив их интересными деталями. В 1919 году Михаил Михайлович посещает литературную студию при издательстве «Всемирная литература». Руководителем студии был Корней Иванович Чуковский, который, прочитав юмористические произведения Зощенко, отметил высокий талант писателя и был сильно удивлен, что «юмористом оказался такой печальный человек».
В литературной студии Зощенко познакомился с Всеволодом Ивановым, Вениамином Кавериным и другими писателями, с которыми затем объединился в литературную группу под названием «Серапионовы братья».
В прессе литераторов называли «Серапионы». Главной идеей этого объединения стала борьба за освобождение творчества от политики.
Первые же публикации привлекли к Михаилу Зощенко внимание. В послереволюционной России популярность литератора стремительно растет, а фразы из его рассказов подхватываются и становятся крылатыми.
В период с 1922 по 1946 годы книги Зощенко были переизданы около сотни раз, в том числе и собрание сочинений в шести томах.
В 1920 году слава Зощенко достигла своего зенита. Его рассказы «Аристократка», «Беда», «Баня», «История болезни» наполнены тонким самобытным юмором, читаются легко и любимы всеми слоями общества. Зощенко часто просят почитать свои произведения на встречах. Максим Горький был в восторге от «соотношения юмора и лиризма» в произведениях Зощенко.
После публикации двух сборников литературные критики отметили, что Михаил Михайлович создал совершенно новый типаж героя – это малообразованный человек, у которого отсутствует культурный багаж, и который полон желания сравняться с остальным человечеством. Попытки «сравняться» выглядят смешно и неуклюже, но при этом смех над персонажем вовсе не злой. Часто писатель ведет повествование от имени самого героя, что позволяет читателю лучше понять причины поступков. Литературные критики определяют манеру изложения Зощенко как «сказовую». Чуковский подчеркивал, что Михаил Михайлович ввел в обиход новую внелитературную речь, которая сильно полюбилась читателями.
Однако не все произведения писателя были приняты с восторгом. Юмористические повести и рассказы Зощенко полюбились публике, однако от него ждали продолжения в том же духе. Но Михаил Зощенко в 1929 году опубликовал книгу «Письма к писателю», которое было неким социологическим исследованием, состоящим из писем от читателей. Произведение было негативно принято, как поклонниками творчества Зощенко, так и властями.
Пьеса «Уважаемый товарищ» по настоянию властей была снята с репертуара. В связи с этим Зощенко погрузился в депрессию, которая еще сильнее усугубилась после поездки по Беломорканалу. Эта поездка, организованная в 1930-е годы властями, должна была показать перевоспитание «преступных элементов» в сталинских лагерях, показать трансформацию его в «полезного» человека. Однако на Зощенко эта поездка оказала совершенно другой эффект, он был сильно угнетен увиденным и в повести «История одной жизни» написал совсем не то, что от него ожидалось.
Цензура, которой не понравились и следующие произведения Зощенко – «Возвращенная молодость» и «Голубая книга», запретила печатать сочинения, не соответствующие принципам «положительной сатиры на отдельные недостатки».
Поэтому писатель, ограниченный цензурой, сосредоточился на сочинении рассказов для детей.