Михаил Васильевич Ломоносов - яркая фигура в русской истории, самый известный русский “универсальный человек”: физик, химик, основоположник научного мореплавания, астроном, географ, а также художник, историк, филолог и выдающийся поэт.
Ломоносов был одним из тех людей, что продвинули русское Просвещение далеко вперёд своими научными успехами, общественной деятельностью и вкладом в развитие искусства.
Универсальный человек (энциклопедист, полимат, “человек эпохи Возрождения”) - человек, историческая фигура, чья успешная деятельность не ограничивалась только одной областью знаний. Учёные-полиматы делали колоссальный вклад в развитие сразу нескольких наук.
За годы своей жизни Ломоносов достиг очень многого, став незаменимой фигурой в развитии отечественных науки и искусства. Мы же поговорим о его вкладе в развитие русской литературы. Научно-эстетическое мышление Ломоносова объединило науку и искусство в его произведениях.
Ломоносов и классицизм
М.В. Ломоносов родился в 1711 и умер в 1765 году, период его активной деятельности пришёлся на первую половину и середину XVIII столетия. Европейская, в том числе и русская культура находилась в этот временной промежуток под влиянием классицизма.
Классицизм - эстетическое направление в культуре XVII - XIX веков, характеризующееся наличием культа разума и строгой системы эталонов.
Классицистов интересовали только вечные проблемы и масштабные события, они исследовали нравственный идеал, стремились к нему и пытались соответствовать собственным высоким стандартам. Классицизм просуществовал около двух столетий, оказав значительное влияние на развитие искусства, в том числе и литературы.
Классицизм в литературе - это направление, основывающееся на идеях рационализма.
Писатели-классицисты объявляли высшей ценностью личность человека и считали, что понять окружающий нас мир можно только анализируя его, опираясь на рациональность. Литературным эталоном классицистов были произведения Античности.
В русскую литературу классицизм, зародившийся во Франции в XVII веке, пришёл в начале XVIII века. Причиной его установления стала европеизация русской культуры, последовавшая за реформами Петра I.
М. В. Ломоносов как находился под влиянием классицизма, так и сам влиял на тенденции его развития в рамках российского литературного пространства. Отличительной чертой творчества Ломоносова, однако, было его желание говорить о будущем и о великих истинах, а не углубляться в детали отражения окружающей действительности.
Ломоносов развивал русские национальные традиции. Именно в его творчестве впервые прозвучала идея русского национального самосознания.
Ломоносов не был доволен существовавшим в России общественным строем, однако в своих произведениях громко заявлял о гордости за военные победы своей страны и восхвалял монарха. В то время, как в Европе одно за другим открывались революционные научные и общественные понятия, Россия по-прежнему жила по средневековым законам. Будучи патриотом, Ломоносов как мог способствовал развитию русского Просвещения.
Просвещение - эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.
Оды Ломоносова
Произведения Ломоносова можно назвать общественной лирикой. В своих стихотворениях поэт утверждал образы идеального монарха, гражданина и государства.
Пожалуй, наиболее известными произведениями М.В. Ломоносова являются его торжественные оды.
Ода - лирический жанр, некая торжественная песня, выражающая чувство восторга и вызванная чем-то грандиозным: историческим событием, деятельностью личности, явлениями природы, мыслями о Боге и так далее.
Торжественные оды Ломоносова были перенасыщена тропами и фигурами, риторическими восклицаниями и вопросами, поскольку их главной целью было оказание сильного эстетического влияния на слушателя. Первая торжественная ода, написанная Ломоносовым, была посвящена победе русского оружия - захвату турецкой крепости.
Торжественные оды М. В. Ломоносова:
- «Утреннее размышление о Божием Величестве»;
- «Вечернее рассуждение о Божием Величестве»;
- «Ода на день восшествия на престол....»;
- «Ода на день рождения Императрицы Елисаветы Петровны»;
- «Ода великому Государю Императору Петру Феодоровичу».
Помимо торжественных Ломоносов писал также духовные и анакреонтические оды, в которых вёл философские рассуждения о строении мироздания.
Реформы русского языка и русской литературы
Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу не ограничивался его произведениями. Совместно с поэтом и филологом В.К. Тредиаковским он провёл силлабо-тоническую реформу русского стихосложения.
Силлабо-тоническое стихосложение - способ организации стихотворения; чередование ударных и безударных слогов в строгом порядке, применяемом ко всем строкам произведения.
Начиная с XVI века, всё русское стихосложение строилось на силлабическом принципе, который не учитывал уникальные особенности русского языка. Тонический принцип, впрочем, тоже русскому языку не совсем подходил, поскольку основывался на чередовании долгих и кратких звуков. Рождение же силлабо-тонического стихосложения сделало возможным создание всех стихотворений, созданных на русском языке начиная с середины XVIII века.
Ломоносов создал классический русский ямб.
Помимо этого Ломоносов создал теорию трёх штилей, активно используемую в русском классицизме. Это учение дифференцировало высокие, средние и низкие жанры, не допуская их смешения.
Высокий штиль:
- Ода;
- Героическая поэма;
- Трагедия;
- Ораторская речь.
Средний штиль:
- Элегия;
- Драма;
- Сатира;
- Эклог.
Низкий штиль:
- Комедия;
- Басня;
- Песня.
Что касается реформы русского языка, то в 1755 году М.В. Ломоносов составил «Российскую грамматику» - учение о частях речи в русском языке, содержащее в себе орфоэпические рекомендации и понятие средств художественной выразительности.
М. В. Ломоносова называли «отцом русской литературы».