Путешествие – это литературный жанр, в основу которого положено описание странствий героя-повествователя: сведения об увиденных странах, народах в форме путевых заметок, дневников, очерков и т. д.
Развитие жанра путешествия в литературе 18 века
Русская литература 18 века – это литература Нового времени. В результате реформ Петра произошли кардинальные изменения в социально-политическом и культурном облике России. Литература освободилась от задач церковно-религиозного служения и приобрела светский характер, освоила новые темы, по-новому осмыслила место человека в мире.
Периодизация литературы 18 века:
- Литература петровского времени;
- Литература классицизма;
- Литература упадка классицизма, просветительского реализма;
- Сентименталистская литература.
Социально-политические и философские идеи западноевропейского Просвещения составили содержательную основу художественных произведений 18 века.
Эстетическим фундаментом литературы 18 века был классицизм. Базовой идеей этого искусства является идея разумного порядка.
Популярным жанром русской литературы Нового времени становится путешествие.
Большая часть русских путевых очерков с 1780-х годов выполняет прагматическую функцию. целью этих произведений является передача точных географических и этнографических данных. Свидетельствуют об этом и названия таких путешествий:
- «Начертание путешествия их императорских высочеств…» С.И. Плещеева;
- «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенникова;
- «Журнал путешествия … Никиты Акинфиевича Демидова…» А.Н. Демидова и т.д.
Эти произведения представляют ценность больше для истории становления этнографии и географии, чем для литературы. Тексты созданы в виде ежедневных отчетов, где личностное начало рассказчика минимально, а внимание уделено описанию мест, через которые лежит путь путешественника, и происходящим событиям.
Другая ветвь развития жанра путешествия – аллегорические (воображаемые путешествия). Таким путешествиям посвящена статья «Воображаемые путешествия в русской поэзии» А. А. Фаустова. Исследователь считает, что первым путешествием подобного рода является роман «Езда в остров Любви». П. Тальма. Первые произведения Ф.А. Эмина тоже были написаны в жанре романа-путешествия. В этих произведениях были представлены условные изображения стран Африки, Востока, Средиземноморья, но описания Франции и Польши основывались на реальных впечатлениях автора.
Русскими авторами разрабатывались собственные разновидности путешествий:
- Фантастические. Примером такого рода путешествий является произведение В.А. Левшина «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве»;
- Утопические, например, произведение М.М. Щербатова «Путешествие в землю Офирскую»;
- Сатирические: произведение анонимного автора «Отрывок путешествия в ˇˇˇˇИˇˇˇˇТˇˇˇˇ».
Одно из первых проявлений связи эпистолярного жанра и жанра путешествия наблюдается в «Письмах из Франции» Д.И. Фонвизина. Стремление писателя создать художественный образ адресата и рассказчика было главным сходством «Писем» и произведений жанра путешествий. Так происходило превращение бытового факта в литературный.
«Путешествие» А.Н. Радищева и «Путешествие…» Н.М. Карамзина: главные отличия
Важным этапом в развитии русского жанра путешествия стала повесть «Приятное путешествие» О.П. Козодавлева. Ключевую роль этого произведения в истории русского сентиментализма отмечал Г.А. Гуковский.
В этом произведении на первом плане оказывается фигура рассказчика – чувствительного, сентиментального человека и его эмоциональное мировосприятие. Т. Канадзава, исследовательница творчества писателя, отмечала, что в этом произведении физическое путешествие является символом внутреннего развитие героя. То есть это путешествие – качественно иное по содержанию в сравнении с предыдущими текстами.
«Приятное путешествие стало предтечей «сентиментальных путешествий». Произведение Козодавлева относится к путешествиям, имеющим философско-дидактическую направленность.
«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н Радищева - еще один важный этап в развитии жанра путешествия. В поэтике писателя, как известно, наиболее отчетливо представлена двуплановость сюжета. В произведении присутствует внешний сюжет – дорога из одного пункта к другому, и внутренний – путь духовного поиска повествователя. В результате вопрос о реальности самой описанной поездки ставится наиболее остро. Произведение Радищева может быть трактовано как книга об умозрительном путешествии, а проделанная им дорога может быть рассмотрена как дорога метафорическая, умозрительная.
Главным произведением жанра путешествия в русской литературе являются «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.
В этом произведении писатель следует тенденции, заданной Дюпати. Но «Письма» Карамзина были насыщеннее в плане количества и разнообразия вводного материала и в смысле эпистолярности. Именно такой тип путешествия – «смешанный» - получил наибольшее число последователей и подражателей, стал своеобразной модификацией европейского жанра в русской литературе. К таким произведениям можно отнести:
- «Путешествие в Полуденную Россию» В.В. Измайлова;
- «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова;
- «Письма из Лондона» П.И. Макарова;
- «Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург» М.И. Невзорова и т.д.
Карамзин и Радищев используют жанровую форму сентиментального путешествия, но ставят перед собой разные задачи. Произведение Радищева носит в большей степени назидательный и патетический характер. Главы «Путешествия» посвящены не столько описанию места, сколько раскрытию идей с разных ракурсов. В произведении Карамзина заложен другой пафос: писателю важно показать внутренний мир «русского путешественника», выразить его идеи, и как можно ярче показать быт и культуру городов, в которых бывает герой.