Мотив – это образное или психологическое зерно, лежащее в основе художественного произведения.
Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
Лирика первой половины 19 столетия пронизана романтическим пафосом, поэтому основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова созвучны с настроениями романтиков. Они воспевали волю и свободу, подвиги и героические поступки, восхищались природой, страдали от непонимания и неприятия филистерским обществом и оттого уезжали в экзотические страны, уходили на войну. Это все не чуждо и лирике Лермонтова.
Часто мотив отождествляется с темой произведения, смысловой доминантой. Также мотив может выражать общий смысл стихотворений, ряда произведений, либо представлять символ, цельный образ. Поэтому, рассуждая о мотивах в творчестве М. Ю. Лермонтова, важно учитывать, что под мотивом можно рассматривать и тему, и символ, и общий образ, и ведущее настроение.
М. Ю. Лермонтов прожил короткую жизнь, но даже за это время он многое повидал и многое оставил после себя. Именно он возглавил русскую поэзию после А. С. Пушкина. В своей лирике поэт поднимает ряд важнейших проблем русского народа, человечества, а также поколения, современного поэту.
Ведущими мотивами лирики Лермонтова являются:
- Мотив одиночества;
- Мотив свободы;
- Мотивы неволи;
- Тема поэта и общества;
- Тема подвига;
- Мотив любви к природе;
- Тема любви;
- Любовь к Кавказу и т.д.
Мотив одиночества является основным мотивом большей части произведений Лермонтова. Он раскрывает тему одиночества личности в несправедливом, враждебном мире, тему одиночества поэта среди толпы, одиночества юноши, разочарованного в любви. Лирический герой часто отождествляется с самим поэтом. Он страдает от невозможности найти «родную душу», единомышленника, того, кто бы его понял. Страдает от безысходности и предчувствия собственной трагической гибели («Листок», «Сосед», «И скучно и грустно», «Не смейся над моей пророческой тоской…»).
Мотивы свободы и неволи
С одной стороны, лирический герой Лермонтова стремиться повлиять на толпу, становится на «пророческий», деятельный путь, пытается что-то изменить в обществе, в политической системе. Но с другой стороны, он разочарован из-за тщетности своих стараний, и замыкается в себе, в своем мире, далеком от земной жизни. поэтому часть произведений Лермонтова посвящена общественно-исторической проблематике. В этих стихотворениях лирический герой борется за свободу и проявляет свой мятежный характер (например, «Баллад», «Песнь барда», «Новгород», «Последний сын вольности» и т.д.). Эти произведения написаны под влиянием поэзии декабристов. При этом следует отметить, что в лирике Лермонтова речь идет о свободе абсолютной, то есть она носит романтический характер. А личная свобода становится ступенькой к свободе для всего человечества.
В ряде стихотворений присутствует тема воли («Желание», «Воля»).
Воля, согласно Лермонтову, – это нечто естественное, которое было дано человеку при рождении, но оставлено в прошлом либо недоступно.
В творчестве Лермонтова символом воли становится Кавказ.
Поэт приходит к выводу о том, что в обществе нет места вольной, свободолюбивой душе («Дума», «Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия»). Стремление к свободе проявляется и в борьбе лирического героя Лермонтова с толпой, светом, судьбой. Тема неприятия лирическим героем современного общества звучит и в поэме «Маскарад», и в стихотворении «Дума».
Часто Лермонтов показывает, как губительно для человеческой души влияние «света».
Мотив неволи к лирике Лермонтова проявляется в таким стихотворениях, как «Узник», «Пленный рыцарь», «Соседка», «Сосед». Иногда местом плена является монастырь («Мцыри», «Боярин Орша», «Исповедь»). В этом можно рассмотреть антиклерикальные настроения поэта, однако это больше обусловлено социально-политической позицией М.Ю.Лермонтова.
В его лирике просматривается движение от стремления к абсолютной индивидуальной свободе к приобщению к миру людей, когда свобода не приносит лирическому герою желанного счастья.
Таким образом, центральными мотивами лермонтовской лирики являются воля и свобода.
Видное место в лирике Лермонтова занимает жажда подвига во имя славы, чести и памяти (1831-го июня 11 дня»).
Часто поэт вспоминает героические подвиги прошлого («Измаил-Бей», «Последний сын вольности», «Бородино»). Затрагивает он и тему Родины («Родина», «Прощай, немытая Россия»).
Основной конфликт романтизма проявляется в противоречии между действительностью и идеалом. В поэзии Лермонтова этот конфликт достигает крайней точки напряжения. В результате это приводит к тому, что бытие земное расценивается как бесцельное, напрасное, так как заложенные в человеке таланты не способны воплотиться в жизнь. Такую напрасность самоотдачи и активной деятельности можно наблюдать в стихотворении «Пророк».
Тема поэта и толпы
Еще одной важно темой лирики Лермонтова является тема поэта, его судьбы и назначения («Не верь себе», «Поэт», «Смерть поэта»). По мнению Лермонтова, назначение поэта – влиять на толпу. Сила поэта, его избранничество влекут за собой появление необъяснимых душевных мук, мысли о незаметности, скоротечности человеческой жизни. Он сопоставляет поэта с пророком и с сами Творцом. Часто речь идет о диалоге, споре между божеством и поэтом. Поэт требует от Бога отчета, а его речи окрашенные личной интонацией, звучат как претензии в себе равному. Также поэт упрекает Бога в невмешательстве, когда в напрасной вражде литься «Кровь стариков, растоптанных детей».
При этом в произведениях Лермонтова практически не встречается имя Христа, что говорит об определенном восприятии поэтом образа божества. У него Бог предстает как творец природы и создатель мира (например, в стихотворении «Кладбище»). Лирический герой верит в существование Бога, но сомневается в некоторых принципах библейской веры (например, в божьем милосердии, в благости провидения, в загробном существовании).
У Лермонтова природа и Бог противостоят мятежному ропоту человеческой личности. А равнодушие Бога он переносит и на природу, созданную им, природу, в своей красоте безучастную к человеку.