Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова

Определение 1

Мотив – это образное или психологическое зерно, лежащее в основе художественного произведения.

Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

Лирика первой половины 19 столетия пронизана романтическим пафосом, поэтому основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова созвучны с настроениями романтиков. Они воспевали волю и свободу, подвиги и героические поступки, восхищались природой, страдали от непонимания и неприятия филистерским обществом и оттого уезжали в экзотические страны, уходили на войну. Это все не чуждо и лирике Лермонтова.

Часто мотив отождествляется с темой произведения, смысловой доминантой. Также мотив может выражать общий смысл стихотворений, ряда произведений, либо представлять символ, цельный образ. Поэтому, рассуждая о мотивах в творчестве М. Ю. Лермонтова, важно учитывать, что под мотивом можно рассматривать и тему, и символ, и общий образ, и ведущее настроение.

М. Ю. Лермонтов прожил короткую жизнь, но даже за это время он многое повидал и многое оставил после себя. Именно он возглавил русскую поэзию после А. С. Пушкина. В своей лирике поэт поднимает ряд важнейших проблем русского народа, человечества, а также поколения, современного поэту.

Ведущими мотивами лирики Лермонтова являются:

  • Мотив одиночества;
  • Мотив свободы;
  • Мотивы неволи;
  • Тема поэта и общества;
  • Тема подвига;
  • Мотив любви к природе;
  • Тема любви;
  • Любовь к Кавказу и т.д.

Мотив одиночества является основным мотивом большей части произведений Лермонтова. Он раскрывает тему одиночества личности в несправедливом, враждебном мире, тему одиночества поэта среди толпы, одиночества юноши, разочарованного в любви. Лирический герой часто отождествляется с самим поэтом. Он страдает от невозможности найти «родную душу», единомышленника, того, кто бы его понял. Страдает от безысходности и предчувствия собственной трагической гибели («Листок», «Сосед», «И скучно и грустно», «Не смейся над моей пророческой тоской…»).

«Лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Мотивы свободы и неволи

С одной стороны, лирический герой Лермонтова стремиться повлиять на толпу, становится на «пророческий», деятельный путь, пытается что-то изменить в обществе, в политической системе. Но с другой стороны, он разочарован из-за тщетности своих стараний, и замыкается в себе, в своем мире, далеком от земной жизни. поэтому часть произведений Лермонтова посвящена общественно-исторической проблематике. В этих стихотворениях лирический герой борется за свободу и проявляет свой мятежный характер (например, «Баллад», «Песнь барда», «Новгород», «Последний сын вольности» и т.д.). Эти произведения написаны под влиянием поэзии декабристов. При этом следует отметить, что в лирике Лермонтова речь идет о свободе абсолютной, то есть она носит романтический характер. А личная свобода становится ступенькой к свободе для всего человечества.

В ряде стихотворений присутствует тема воли («Желание», «Воля»).

Замечание 1

Воля, согласно Лермонтову, – это нечто естественное, которое было дано человеку при рождении, но оставлено в прошлом либо недоступно.

В творчестве Лермонтова символом воли становится Кавказ.

Поэт приходит к выводу о том, что в обществе нет места вольной, свободолюбивой душе («Дума», «Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия»). Стремление к свободе проявляется и в борьбе лирического героя Лермонтова с толпой, светом, судьбой. Тема неприятия лирическим героем современного общества звучит и в поэме «Маскарад», и в стихотворении «Дума».

Часто Лермонтов показывает, как губительно для человеческой души влияние «света».

Мотив неволи к лирике Лермонтова проявляется в таким стихотворениях, как «Узник», «Пленный рыцарь», «Соседка», «Сосед». Иногда местом плена является монастырь («Мцыри», «Боярин Орша», «Исповедь»). В этом можно рассмотреть антиклерикальные настроения поэта, однако это больше обусловлено социально-политической позицией М.Ю.Лермонтова.

В его лирике просматривается движение от стремления к абсолютной индивидуальной свободе к приобщению к миру людей, когда свобода не приносит лирическому герою желанного счастья.

Таким образом, центральными мотивами лермонтовской лирики являются воля и свобода.

Видное место в лирике Лермонтова занимает жажда подвига во имя славы, чести и памяти (1831-го июня 11 дня»).

Часто поэт вспоминает героические подвиги прошлого («Измаил-Бей», «Последний сын вольности», «Бородино»). Затрагивает он и тему Родины («Родина», «Прощай, немытая Россия»).

Основной конфликт романтизма проявляется в противоречии между действительностью и идеалом. В поэзии Лермонтова этот конфликт достигает крайней точки напряжения. В результате это приводит к тому, что бытие земное расценивается как бесцельное, напрасное, так как заложенные в человеке таланты не способны воплотиться в жизнь. Такую напрасность самоотдачи и активной деятельности можно наблюдать в стихотворении «Пророк».

Тема поэта и толпы

Еще одной важно темой лирики Лермонтова является тема поэта, его судьбы и назначения («Не верь себе», «Поэт», «Смерть поэта»). По мнению Лермонтова, назначение поэта – влиять на толпу. Сила поэта, его избранничество влекут за собой появление необъяснимых душевных мук, мысли о незаметности, скоротечности человеческой жизни. Он сопоставляет поэта с пророком и с сами Творцом. Часто речь идет о диалоге, споре между божеством и поэтом. Поэт требует от Бога отчета, а его речи окрашенные личной интонацией, звучат как претензии в себе равному. Также поэт упрекает Бога в невмешательстве, когда в напрасной вражде литься «Кровь стариков, растоптанных детей».

При этом в произведениях Лермонтова практически не встречается имя Христа, что говорит об определенном восприятии поэтом образа божества. У него Бог предстает как творец природы и создатель мира (например, в стихотворении «Кладбище»). Лирический герой верит в существование Бога, но сомневается в некоторых принципах библейской веры (например, в божьем милосердии, в благости провидения, в загробном существовании).

У Лермонтова природа и Бог противостоят мятежному ропоту человеческой личности. А равнодушие Бога он переносит и на природу, созданную им, природу, в своей красоте безучастную к человеку.

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot