Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Личность Максима Горького в воспоминаниях В.Ф. Ходасевича

Определение 1

Мемуары — это жанр нехудожественной литературы, в котором автор рассказывает о тех или иных исторических событиях, свидетелем или участником которых был он сам.

Особенности мемуарного творчества В. Ходасевича

В «русской литературе в изгнании» одно из ведущих направлений занимала мемуаристика. С одной стороны, это обусловлено ностальгическим характером эмигрантской культуры, с другой стороны – стремлением подвести итоги ушедшей эпохи. Еще одна причина – стремление представить русскую культуру и ее знаковых представителей. Мю Горький являлся одной из ключевых фигур времени. Европейскому читателю он был известен еще до революции и продолжал вызывать интерес своей социальной деятельностью, несмотря на то, что отношение современников к нему было неоднозначным. Например, В. Набоков в «Лекциях по русской литературе» отмечал, что художественный талант М. Горького большой ценности не имеет, но писатель интересен как яркое явление общественной жизни.

Мемуары В.Ф. Ходасевича о М. Горьком вошли в золотой фонд горьковедения. В. Ходасевич о своем замысле сообщает в письмах к Ю.И. Айхенвальду и М.М. Карповичу в 1926 году. Он говорит о том, что накопил богатый материал для воспоминаний. Но первая публикация состоялась уже после смерти М. Горького, в 1936 году.

Замечание 1

В. Ходасевич вместе с Н.Н. Берберовой под псевдонимом Гулливер вел на страницах парижской газеты «Возрождение» «Литературную летопись».

Известно, что В. Ходасевич тесно общался с Горьким в период с 1918 по 1925 гг., хотя творческое знакомство произошло в 1916 году, но заочно. Произведение Ходасевича состоит из реальных биографических сведений. Значимость воспоминаний Ходасевича связана с тем, что он сумел показать двойственность творческого поведения Горького. Манеру Ходасевича-биографа определяли его свойства как романиста, поэта, публициста. Н.В. Штейникова считает, что на фоне общего изменения границ между прозой и поэзией проза Ходасевича вбирает в себя частицу стихотворного.

«Личность Максима Горького в воспоминаниях В.Ф. Ходасевича» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Угасание поэтического творчества привело к тому, что к концу 1920-х годов проза для Ходасевича стала «хранительницей поэтических смыслов», что отразилось и в повествовательной манере, и в субъективном мировидении, и в поэтизации биографий описываемых личностей.

Вторая тенденция, отчетливо проявляющаяся в творчестве Ходасевича, связана с традицией символистского биографического мира, которая отразилась в концепции жизнестроительства, предполагавшей введение в художественные произведения фактов личной жизни и создание особого образа автора.

Прием биографизации собственной жизни привел к появлению новой модели писателя. Она стала доминантной в русской культуре 20 столетия и подробно обозначилась у В. Набокова, проявилась в произведениях шестидесятников.

О Горьком Ходасевич написал семь статей для журналов и газет, в которых касался биографии писателя. Самые значительные статьи представлены в сборниках, в которых вводится мемуарный компонент:

  • «Белый коридор»,
  • «Некрополь».

Отношения В. Ходасевича и М. Горького

В 1918 году М. Горький предложил В. Ходасевичу возглавить московское отделение издательства «Всемирная литература». В 1925 году В. Ходасевич с Н. Берберовой переезжают из дома М. Горького в Сорренто в Париж. В этот период биографическая канва взаимоотношений Ходасевича и Горького завершается. Эти два события Ходасевич подробно описывается в своих мемуарных очерках.

Общие мотивы и центральный герой позволяют говорить о том, что произведения образуют «метатекст», общее повествовательное поле. В произведениях одновременно проявляется косвенная документальность, так как совпадающие детали свидетельствуют о стремлении автора к точности.

Писатель подчеркивает, что оперирует только теми данными, которые входят в состав его личных воспоминаний, и воздерживается от широких выводов и обобщений. Но нарушает документальную преамбулу, которую выводит в предисловии к сборнику «Некрополь» тем, что только в письмах фиксирует свое первое впечатление от общения с Горьким. Это имеет особое значение, так как проясняет нюансы взаимоотношений писателей, которые в тексте воспоминаний мемуарист сознательно опускает. Например, в письме от 12 октября 1918 года Ходасевич делится впечатлениями от знакомства с Горьким: «Горький мне не понравился». В личной переписке Ходасевич выражается резче, чем в воспоминаний, предназначенных для широкого круга читателей.

В июле 1921 года Ходасевич в письме к М. Гершензону говорит о своем сотрудничестве с М. Горьким. Несмотря на иронический подтекст, налицо положительная динамика отношения Ходасевича к личности М. Горького и признание его таланта.

Кульминации отношения писателей достигают в середине 1923 года. Внешне соглашаясь с позицией М. Горького («Сейчас нельзя ничего»), Ходасевич провоцирует конфликт Горького с Москвой. Это послужило расхождению писателей в скором будущем.

В сентябре 1925 года Ходасевич в письме к Б. Зайцеву признается, что его отношения с Горьким «киснут». Горькому не нравились «писания» Ходасевича в «Последних Новостях». В письмах возникла полемика. При этом Ходасевич отмечает, что полемика со стороны Горького была раздраженная, а с его стороны – спокойная. В очерках «Белого коридора» и «Некрополя» Ходасевич рассказывает о причинах разногласий с М. Горьким.

В 1926 году письме к Карповичу Ходасевич фиксирует свою размолвку с М. Горьким и вводит поэтизированное сравнение. Он уподобляет свои отношения с Горьким сцене из пьесы «На дне», когда Татарин ловит на шулерстве Барона. Ходасевич сравнивает себя с Татарином. Позже в мемуарах Ходасевич отметит, что лично друг друга они ничем не обидели. И говорит о том, что устал от двуличности и политической лжи М. Горького, «устал его изобличать».

В мемуарах Ходасевич выстраивает историю отношений с Горьким, обращая внимание читателя на подробности жизни писателя и давая характеристику некоторым произведениям.

В Горьком Ходасевич видел реалистического писателя. Ходасевич дает довольно резкие оценки творчеству писателя и говорит о том, что Горький «был вынужден притворяться бытописателем» и «в эту полуправду сам полуверовал».

Ходасевич говорит о том, что Горький «принял марксизм как официальное вероисповедание». И пытался на нем базироваться и в своей художественной работе. Ходасевич в своих мемуарах представляет «домашний» рассказ о быте Горького и его семьи. Текст воспоминаний Ходасевича – это своего рода поэтический миф эпохи, авторская версия событий.

Дата последнего обновления статьи: 09.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot