О. М. Куваев – известный российский прозаик второй половины прошлого века.
Свой писательский путь Куваев начал с коротких рассказов, повестей, однако главным произведением его жизни является роман «Территория», ставший вершиной творчества писателя, одним из наиболее значительных произведений 70-х годов прошлого столетия.
История написания
Идея написать роман возникла еще в конце 50-х годов, во время пребывания писателя на Чукотке, но полноценная работа, полноценный литературный процесс начался лишь спустя 15 лет. Свое название произведение обрело не сразу. Произведение было впервые опубликовано в 1974 г. в журнале «Наш современник». Отдельной книгой роман вышел в 1975 году, когда писателя уже не было в живых. С тех пор роман был переведен разные языки, неоднократно переиздавался.
Первые заметки, которые были положены в основу «Территории» появились в 1958 году. В это время Куваев, только то окончивший Московский геологоразведочный институт, уехал работать на Чукотку. В записях писателя этого периода обнаруживаются многочисленные заметки, отражающие обдумывание идеи произведения. В 1962 году появилось первое рабочее название романа, тогда же был сформулирован окончательный план.
В 1965 году Куваев окончательно расстался с профессией геолога и посвятил себя литературной деятельности. В это время он занимается написанием рассказов и повестей.
К работе над романом автор приступает в 1971 году, когда он систематизирует все накопленные материалы и заметки, освобождается от всех текущих дел и работает исключительно над главным произведением своей жизни. В процессе создания романа он изучает мемуары и историческую литературу, кроме того, он совершает поездки в места действия, использует любую возможность для знакомства с ветеранами Севера, людьми, которые принимали непосредственное участие в открытии золотых месторождений.
Таким образом, роман «Территория» является результатом длительного и кропотливого труда писателя, его раздумий о смысле жизни.
Жанр произведения
После того, как произведение увидело свет, в среде литераторов и критиков разгорелись дискуссии относительно его жанра. Различные критики определяли его:
- как исторический роман, посвященный изучению особенностей социальных условий и психологии людей, оказавшихся в сложных условиях. Представители данного подхода акцентируют внимание на героическом пафосе произведения;
- как производственную прозу – подобной позиции придерживается большинство исследователей. Сторонники данного подхода акцентируют внимание на новаторстве Куваева в рамках жанра, полагают, что роман знаменует начало нового этапа развития жанра.
Сам Куваев подчеркивал, что в центре внимание его романа – не история открытия и добычи золота, но история людей, первооткрывателей, репрезентация особого уклада жизни в суровых условиях Севера, сформировавшего характеры его жителей. Основной посыл произведения – показать несгибаемых людей, для которых труд, работа стали своего рода религией, целью жизни.
Сам автор подчеркивал, что в результате многолетних размышлений о смысле жизни он пришел к выводу:
«…что главное - это работа....»
Разумеется, роман не лишен мифологизации. Под влиянием мифологизации Куваев создает свою Территорию – пространство, которое находится вне конкретных исторических условий, географических ограничений, экстремальное пространство, место столкновения личностей. Территория Куваева выступает аналогом Севера Дж. Лондона, страной, где нет места физической или духовной слабости.
В романе изображён лишь один год героического труда геологов в суровых условиях Севера. Сюжет романа обусловливает особенности построения структуры произведения, которая композиционно разбивается на следующие части:
- «Лето»;
- «Осень»;
- «Зима»;
- «Весна»
Система персонажей романа отличается многообразием, отображает пеструю картину населения Севера. В то же время, все персонажи связаны с золотом Территории.
Наиболее ярко в романе раскрыты характеры двух персонажей: Ильи Чинкова и Сергея Баклакова. Чинков - идейный вдохновитель поисков золота. Баклаков - практический вдохновитель идей и мечтаний Чинкова. Он поверил в идеи и одержимость Чинкова. Чинкова и Бакланова объединяют общие цели, идеи, планы. Следует добавить, что оба образа имеют прототипов: прототипом Чинкова был Н. Чемоданов – один из первооткрывателей золота на Чукотке, имя которого оказалось навсегда вписано в геологическую, историческую и, благодаря Куваеву, - в художественную литературу. В процессе создания своего произведения писатель неоднократно обращался к дневнику воспоминаний Чемоданова. Его внешность и особенности характера также были воплощены в образе Чинкова. Соответственно, в основании романа – реальные события и реальные люди, покорявшие Север.
Характер персонажа раскрывается исключительно посредством освещения его деятельности, что позволяет подчеркнуть деятельностный характер героя. Автор подчеркивает его решительность, целеустремленность, стойкость. Он – решительный и бескомпромиссный человек:
«…был всегда молчалив…»
Территорию он воспринимает как пространство для самореализации, место безграничных возможностей и вызовов. В то же время, автор избегает идеализации персонажа: он не только честолюбив, но и излишне резок, иногда даже груб. Но и эти качества не отталкивают читателя. В образе Чинкова писатель воплотил сильную деятельностную решительную личность, преданную своей идее, делу, которому он служит. Сам образ служит воплощением образа геолога, работающего в экстремальных условиях крайнего Севера.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что «Территория» представляет собой один из глубоких новаторских романов производственной тематики с выраженной социально-психологической проблематикой, ознаменовавший обновление данного жанра, оказавший огромное влияние на развитие русской литературы.