Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Историко-литературный анализ творчества С. Я. Маршака

Определение 1

Детская литература — это литература, которая специально предназначена для детей и выполняет задачи образования и воспитания детей.

Детство и юность С. Я. Маршака

Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году в Воронеже. В 1900 году его семья поселилась в Острогожске. В этом городе Маршак поступил в гимназию, и здесь же начал писать первые произведения. Маршак увлекался древнегреческой и древнеримской поэзий. Уже в младших классах он перевел поэму «В ком спасение» Горация.

Когда Яков Маршак, отец поэта, нашел работу в Петербурге, семья переехала в столицу. Самуил Яковлевич и его младший брат остались в Острогожске, так как еврейское происхождение могло стать препятствием к поступлению в столичную гимназию. Поэт приезжал к родителям на каникулы. И в один из таких приездов Маршак случайно познакомился с В. Стасовым – известным искусствоведом и критиком. Он помог Маршаку перевестись в петербургскую гимназию. Это учебное заведение было одним из немногих, где после реформ образования преподавали древние языки.

В гостях у В. Стасова поэт познакомился с творческой интеллигенцией дореволюционного Петербурга – с художниками и композиторами, профессорами и писателями. В 1904 году Стасов представил Самуила Яковлевича М. Горькому и Ф. Шаляпину. М. Горький через месяц устроил Маршака в ялтинскую гимназию, так как Маршаку не подходил петербургский климат. В 1905 году семья М. Горького уехала за границу, и Маршак вернулся в Петербург.

В 1911 году Маршак отправился в путешествие по Греции, Турции, Палестине, Сирии. В страны Средиземноморья Маршак поехал в качестве корреспондента петербургских изданий «Синий журнал» и «Всеобщая газета». После возвращения из поездки поэт написал цикл «Палестина». Во время поездки Самуил Яковлевич познакомился с Софьей Мильвидской, вскоре ставшей его женой. После свадьбы супруги отправились в Англию, где поступили в Лондонский университет.

На каникулах они путешествовали по Англии. Маршак изучал английский фольклор, переводил баллады.

В 1914 году Маршак вернулся на родину. В журналах «Русская мысль» и «Северное сияние» поэт публиковал свои переводы. В годы войны семья Маршака часто переезжала.

«Историко-литературный анализ творчества С. Я. Маршака» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

После революции Маршаки поселились в Краснодаре, где служил отец поэта.

«Детский городок», «Воробей»

В 1920 году краснодарские художники, композиторы, писатели, в числе которых был и Маршак, организовали театр для детей – один из первых в стране. В скором времени театр превратился в «Детский городок» со своим детским садом, школой, кружками, библиотекой.

В 1920-х годах С. Я. Маршак с семьей вернулся в Петербург, где вместе с О. Капицей руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования. В этот период Маршак начал создавать свои первые поэтические сказки:

  • «Сказка о глупом мышонке»,
  • «Почта»,
  • «Пожар» и т.д.

Кроме того, он переводил английский детский фольклор. Маршак стал фактическим редактором журнала «Воробей» - одного из первых советских журналов для детей.

Замечание 1

Позже «Воробей» был переименован в «Новый Робинзон».

В журнале рассказывалось о природе, о технических достижения того времени, а также предлагались юным читателям ответы на самые разные вопросы. В журнале действовали постоянные рубрики: «Бродячий фотограф» Б. Житкова и «Лесная газета» В. Бианки.

В 1930-е годы С. Маршак вместе с М. Горьким создает первое Издательство детской литературы (Детиздат).

Деятельность Маршака в военное и послевоенное время

В 1938 году Маршак переехал в Москву. Во время Советско-финской и Великой Отечественной войны Маршак сотрудничал с газетами – писал политические памфлеты и эпиграммы. За стихотворные подписи к карикатурам и плакатам Маршак в 1942 году получил первую Сталинскую премию.

После войны вышли книги стихов С. Маршака:

  • «Быль-небылица»,
  • «Почта военная»,
  • Энциклопедия в стихах «От А до Я».

По произведениям Маршака в театрах для детей ставили спектакли («Умные вещи», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев»).

В 1950-е годы С. Маршак путешествовал по Англии. Он занимался переводами сонетов У. Шекспира, стихов Р. Киплинга, П. Б. Шелли, Дж. Байрона, произведений Дж. Родари и А. Милна.

В 1963 году в свет вышла последняя книга поэта – «Избранная лирика». В 1964 году писателя не стало.

Особенности творчества С. Я. Маршака

С.Я. Маршак писал для всех возрастов:

  • Для самых маленьких: «Детки в клетке», «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке» и т.д.;
  • Для дошкольников: «Рассеянный», «Почта», «Багаж», «Кошкин дом», переводы английских детских песенок и т.д.;
  • Для младших школьников: «Рассказ о неизвестном герое», «Праздник леса», «Война с Днепром», «Вчера и сегодня» и т.д.;
  • Для подростков: «Горя бояться – счастья не видать», «Быль-небылица»;
  • Для юношей и взрослых: лирика, эпиграммы, пьеса «Умные вещи», стихотворная сатира, переводы Бернса, Шекспира, Гейне, Блейка, Петефи и т.д.

Особенность творчества Маршака как детского писателя в том, что он первый среди писателей стал рассказывать маленьким детям о новой жизни, о политике, о новых идеях. Писатель был убежден в том, что взрослым нужно не опускаться, а подниматься до чувств ребенка. Маршак с уважением относился к ребенку, его чувствам, мнению. Но несмотря на «настройку» на волну детского восприятия, писатель не просто потакает ребенку в его увлечениях. Маршак беседует с ребенком, серьезно и уважительно, сообщая ему не упрощенные и урезанные знания о мире, а окончательные, полные, которые сообщил бы и взрослому. Но сообщает он это с учетом возможностей ребенка и доступным для него языком, что позволяет поэту в своих произведениях обращаться к важным и «взрослым» темам («Война с Днепром», «Вчера и сегодня», «Рассказ о неизвестном герое» и т.д.). Каждое произведение является эталоном детского стиха, образцом того, как говорить с детьми о истории, о жизни, о нравственности. Но при этом Маршак не морализирует, так как считает, что «плоская мораль отталкивает и подрывает доверие». Писатель убежден, что по-настоящему воспитывает только то произведение, выводы из которого читатель делает сам.

Дата последнего обновления статьи: 02.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot