Образ – это художественное изображение природы, человека или отдельных явлений.
Изба и храм как центр художественного мира Сергея Есенина
В художественном мире лирики С. Есенина воедино слились художественное пространство, движение и время, земля и небо, человеческий, растительный и животный мир. традиционные мифологические сферы мира – земля, небо и подземное царство у поэта трансформируются в пространство двуединое: этот мир, который состоит из неба и земли, и тот свет, где рай есть на небе, но может быть и на земле, а ад находится не в подземном мире, а рассредоточен по земному пространству. Есенин в процессе создания собственного художественно-философского космоса, использует так называемую «новую космологическую систему».
Вселенная Есенина претерпевала значительные изменения, она усложнялась, обретала все новые и новые атрибуты и словесно-поэтические детали. Постепенное, по словам самого поэта, «сотворение мира» и его совершенствование длилось пятнадцать лет, с 1910 по 1925 гг. Поэт использовал различные образные средства:
- Реалистически-бытовые;
- Фольклорные;
- Мифопоэтические (язычески-апокрифически-христианские, среди которых анимизм, зооморфизм, антропоморфизм, флороморфизм, человекобог, Богочеловек, богооставленность и богохульство).
Анимизм – это вера в одушевленность всей природы, в существование души.
Центром художественного мира Есенина является изба (хата, избушка, жилище, хижина и т.д.). возник он еще в раннем творчестве («В хате», «Деревенская избенка») и постепенно обрастал новыми художественными деталями, становясь многогранным, сквозным, «живым» образом. Дома образуют деревню, деревни, «связанные» дорогой, составляют есенинскую «Голубую Русь». У поэта образ избы выступает в мифопоэтических обличьях иконы, «смолкшего колокола» и т.д. Аналогичная деревенской есть изба и на небе – это Божий терем, «золоченая хата». Примечательно, что земная и небесная изба у Есенина схожи.
Художественный мир Есенина двойственен, он имеет два центра – изба и храм. В избе, в свою очередь, тоже два центра – печь и «красный угол» (божница). Печь (огонь, очаг) является сквозным образом, проходящим через все творчество поэта. Печь является не только обязательным атрибутом деревенского дома, она олицетворяет символ солнца, огня, языческий центр не только избы, но и всей Вселенной.
Постепенно изба в художественно-философском мире Есенина превращается в «избяной космос». По подобию и образу реального мира, земной деревни Есенин создает «иной мир», «царствие небес», «небесную сторону», «небесный сад», «небесный рай», окруженный «райскими пашнями», «нездешними полями», «златым долинами», где текут «тайноводные реки» и проливаются на землю «молоком». Как и на земле, на небе есть своя «облачная околица», а «благие селенья» связаны «небесной дорогой».
Обе эти сферы постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга – земной мир обожествляется, божественный мир – приземляется. Вся есенинская Русь преображается, леса, поля, избы и деревни мифологизируются. Природа – это божественный храм, где ночные небеса – иконостас, а звезды – «лампадки небесные»,» поля как святцы», «хаты – в ризах образа».
Человек в художественном мире Есенина
Февральскую революцию и события октября 1917 года Сергей Есенин встретил в Петрограде. Весной 1918 поэт вместе с советской властью переехал в Москву. Обе революции вначале Есенин принял с большим энтузиазмом, но «по-своему, с крестьянским уклоном». В период с 1917 по 1919 гг. Есенин пишет двенадцать «маленьких поэт», которые посвящает революционным событиям:
- "Товарищ"
- "Отчарь",
- "Певущий зов",
- "Пришествие",
- "Октоих",
- "Инония",
- "Преображение",
- "Сельский часослов",
- "Иорданская голубица",
- "Небесный барабанщик",
- "Пантократор",
- "Кобыльи корабли".
В этих поэмах, начиная с «Отчаря», а также в некоторых стихотворениях Есенин использует миф о всемирном древе, в котором воплощается универсальная концепция мира. поэт, переходя к русской мифологии, подчеркивает: "Всё от древа - вот религия мысли нашего народа". Растущее от земли до неба соединяет две сферы художественного мира Есенина периода 191701919 гг. Это символическое словесное дерево, «вечное неколеблемое древо, на ветвях которого растут плоды дум и образов» («Ключи Марии»).
С самого детства Есенин воспринял крестьянский образ мышления, восходящий не только к Священным книгам, но и к древним сказкам, мифам, легендам и песням разных народов, к тому времени, когда люди представляли небо и щемлю как отец и мать всего мира, а все живое – их детьми. Поэтому мир представлялся Есенину единым и одушевленным, человек в его мировоззрении является неотъемлемой частицей этого целого. Человек в художественном мире Есенина предстает не только как «грешный» или «святой», но и как человек-животное, человек – растение.
С точки зрения поэта, в человеке кроме животного и растительного есть еще одна не менее важная ипостась – космическая, которая соединила в себе земное и небесное начало. В человеке соединились все стихии – земля, вода, огонь и воздух. То, что человек является существом космическим, Есенин утверждает на протяжении всего своего творческого пути.
Население художественного мира Есенина довольно разнообразно. Здесь святые и грешные, старые и молодые, богатые и бедные, женщины, мужчины, дети; труженики и воины, священники, богомольцы, иноки, пьяницы и босяки, «люди в кандалах». Но особенно выделяются привязанные к земле, оседлые жители (кузнецы, косари, пахари) и оторванные от крестьянского труда, странствующие (ямщики, воины, пастухи, калики перехожие). Образ земледельца проходит через все творчество Есенина.
Особое место в художественном мире Есенина занимает образ странника. Образ дороги, пути, воли и простора занимает большое место в русской литературе. Есенин с образом дороги связывает надежды на обновление.
Составной частью Вселенной Есенина является социально-поэтический мир – семья, община, народ и государство. Все эти понятия воплощались для него в одном образе – образе Родины.