Повествование в эпическом произведении – это речь персонифицированного рассказчика или автора, то есть это весь текст произведения кроме прямой речи героев.
Персонаж в прозе А.П. Чехова как форма авторского повествования
Для поздней прозы А.П. Чехова характерна объективность и персонализация повествования. В первую очередь это проявляется в тщательной разработке и переосмыслении писателем повествовательных категорий автор – персонаж - повествователь. Чехов с одной стороны в деталях разрабатывает повествовательную категорию персонажа. Ключевой характеристикой персонажа оказывается речь, и это приводит к появлению индивидуальных речевых характеров. Однако с другой стороны, введение в текст произведения воспринимающего сознания персонажа, стремление к объективности приводят к формированию многоплановой системы взглядов, где совмещаются голос персонажа и повествователя. Проявляется это в сложной и неоднородной системе композиционно-речевых форм:
- Прямой речи;
- Косвенной речи;
- Несобственно-авторского повествования;
- Несобственно-прямой речи;
- Чистого текста повествователя.
Каждая из перечисленных форм речи имеет собственные лексико-семантические и стилистические особенности и возможности. Существуют также и определенные речевые средства, персонализирующие повествование и указывающие на присутствие в тексте повествователя сознания персонажа.
Проявление категории персонажа в чеховской прозе рассматривается в следующих аспектах:
- Речевая характеристика персонажа;
- Косвенная речь персонажа;
- Завуалированное или скрытое присутствие сознания персонажа в тексте рассказчика.
Речевые портреты в поздних прозаических произведениях А.П. Чехова являются наиболее объективной и яркой характеристикой персонажей. В речевых портретах отражаются нравственные установки, особенности социально-бытового окружения, индивидуальные мировоззренческие основы личности персонажей.
Исследование индивидуальной речевой манеры персонажей позволяет обнаружить голос героя в тексте повествователя тем, где исследователь имеет дело с текстовой интерференцией, определить персональную точку зрения.
Текстовая интерференция – это когда в одном высказывании совмещаются два мировоззрения, две речевые манеры, два голоса – персонажа и повествователя.
Изучение социально-бытовой составляющей речевого характера персонажа позволяет выявить стилистические средства, которые помогают писателю создать определенный литературный тип.
Особенности функционирования повествовательной категории персонажа
В произведениях А.П. Чехова персонализация косвенной речи оказывается часто настолько глубокой, что по синтаксическим и грамматическим признакам она приближается или даже порой переходит в прямую речь. В результате это приводит к возникновению форм свободной косвенной речи свободного косвенного дискурса. Косвенная речь в произведениях А.П. Чехова используется для углубления персонализации повествования, а также ограничения возможностей повествователя оказывать влияние на текст персонажа, переосмысливать или изменять его исходя из своего ценностного опыта.
В поздней прозе А.П. Чехова выделяют следующие способы расширения границ косвенной речи, границ перехода к внутренним размышлениям героев, которые по форме приближены к прямой речи:
- Сочетание союза «что» и «если бы»;
- Использование сослагательного наклонения;
- Синтаксические конструкции с однородными предложениями, где каждое предложение начинается с одного и того же союзного слова, либо ряда однородных членов предложения, которые нагнетают напряжение внутри фразы.
Один из способов персонализации косвенной речи – использование глагола «казалось». Он размывает границы косвенной речи и приближает ее к потоку сознания героев. Особенно часто слова «показалось» и «казалось» встречаются в повести «Степь». В этом произведении они являются текстуальными синонимами слов «подумал» и «думал» и выступают в роли структурообразующего элемента, позволяющего выявить субъект сознания в тексте повествователя.
Словом «казалось» автор переключает повествование с речи повествователя на внутреннюю речь героя. Если «подумал» и «думал» - это слова, относящиеся к вполне сформировавшейся внутренней речи, предложения, в которых присутствуют такие слова, оформлены в форме косвенной речи, то слова «показалось» и «казалось» относятся к не вполне сформировавшейся внутренней речи. Такую речь можно назвать потоком сознания, где перемешаны чувства, ассоциации, воспоминания. Такой поток сознания в высказываниях как правило оформляется благодаря фигуре повествователя. Но А.П. Чехов при языковой обработке потока сознания стремится максимально сохранить особенности мышления и восприятия самого персонажа. В результате появляются переходные формы свободной косвенной речи к несобственно-авторскому повествованию и несобственно-прямой речи персонажей.
Скрытое присутствие сознания персонажа в тексте повествователя
В прозе А.П. Чехова наиболее ярко представлена завуалированная форма повествования. Она напрямую связана с его художественным методом – дать максимально объективное изображение реальности, исключив или приглушив, насколько это возможно, голос автора.
Стремление писателя отразить внутреннее состояние героя и передать его чувства и размышления максимально достоверно приводит к возникновению несобственно-прямой речи в тексте.
Особенностью несобственно-прямой речи является перекрещивание линий автора и персонажа. Форма несобственно-прямой речи является одним из способов передачи мыслей и слов героев. Как правило, это внутренняя речь, отличительная особенность которой – одновременное присутствие двух голосов в тексте, совмещение субъектных планов персонажа и повествователя. Несобственно-прямая речь передает чувства и мысли персонажа, уже упорядоченные, осмысленные и словесно оформленные. И в этом заключается ключевое отличие несобственно- прямой речи от несобственно-авторского повествования.