Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Женские образы в житийных повестях XVII века («Повесть о Марфе и Марии», «Повесть об Ульянии Лазаревской»)

Определение 1

Житие – это жанр церковной литературы, в котором описываются жизнь и деяния святых.

Особенности изображения человека в житийной литературе 17 века

В произведениях древнерусской литературы образ женщины встречается не так часто. Согласно существовавшим в тот период принципам изображения человеческого характера персонаж мог быть показать только с положительной или отрицательной стороны. Исключением не стали и героини древнерусских произведений. С одной стороны, в поучениях, посланиях и словах встречается собирательный образ злой жены. Это некрасивая, сварливая женщина, как в произведениях Даниила Заточника, или любодеица и блудница, как у митрополита Даниила. С другой стороны, русские книжники создали высокий идеал женщины: мудрая княгиня Ольга, святая Феврония, поэтичная Ярославна. Особое внимание среди женских образов заслуживают героини произведений 17 века - Ульяния Лазаревская и сестры Марфа и Мария.

17 век, как известно, был переходным в русской литературе. И если изменения в житиях до этого периода не были последовательными и систематическими, то в 17 веке происходит окончательная ломка жанра, которая завершается его отрицанием, выразившемся в форме пародии. Древние авторы изображали человеческие образы достаточно примитивно. Как правило, изображался или один момент в душевной жизни персонажа, либо одно статичное состояние чувства. При этом авторы не учитывали связи отдельных моментов, их причин, а также возникновения и развития чувств. К концу 16 века появляется изображение сложности и противоречивости духовного мира человека. Но только в литературе 17 века раскрывается собственно человеческий характер.

Жанр жития в 17 веке вбирает в себя светские тенденции. Часто главными героями становятся люди из народа, иногда даже убийцы и разбойники. Это свидетельствует об усилении интереса к человеческой личности. В этот период в развитии жанра жития намечаются две противоположные линии:

  1. Отказ от биографизма, усиление сюжетных подробностей и бытовых деталей. Это приводит к появлению авантюрных новелл и бытовых повестей.
  2. Подчеркнутый биографизм, для которого характерно выделение одной ключевой фигуры и подробное описание истории ее жизни, внутреннего. Это приводит к развитию психологической повести и историко-мемуарной прозы.
«Женские образы в житийных повестях XVII века («Повесть о Марфе и Марии», «Повесть об Ульянии Лазаревской»)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Образ Ульянии Лазаревской

По мнению М. О. Скрипиля, в «Повести об Ульянии Лазаревской» агиографический канон – это лишь внешняя оболочка повести биографического типа. Однако в образе героини усматриваются черты святой. В начале 17 века литература находилась под влиянием средневековой традиции изображения персонажа в строгом соответствии с требованиями жанра. Поэтому автор «Повести об Ульянии Лазаревской» не только использует композиционные и стилистические приемы, характерные для агиографического жанра, но и наполняет каноническим содержанием.

Ульяния рано осталась без родителей и до шестилетнего возраста воспитывалась бабушкой, которая внушала девочке «благоверие и чистоту». С самого детства поведение Ульянии было благочестивым. И здесь возникает мотив, характерный для агиографического жанра, когда окружающие не понимают взглядов и устремлений святого, стремятся его направить на иной путь. Так поступает тетка героини, к которой Ульяния попала после смерти бабушки. Сестры Ульянии, дочери тетки, насмехаются над ней, принуждают отказаться от постов и принимать участие в увеселениях. Автор подчеркивает кротость, смирение, молчаливость и послушание героини. Эти же качества проявляются и в ее взаимоотношениях с родителями мужа.

Важной особенностью поведения Ульянии является сокрытие ею добрых дел и добродетелей. По канонам жанра, святой не должен гордиться своими положительными качествами и поступками, лишь в том случае его можно назвать «святым». Герой совершает подвиги, но мирская слава ему не нужна. В этом появляется идея самоуничижения и смирения. Ульяния, как и положено святым, творит добрые дела тайно.

Автор отмечает разум и благоверие героини. При этом он отмечает, что ближайшее окружение не понимает Ульянию, считает ее поведение странным, в то время как посторонние люди дивятся ее благоверию.

Оставаясь доброй матерью и заботливой хозяйкой, Ульяния проводить жизнь в постоянном труде, чтобы заработать состояние, которое она могла бы тратить для подачи милостыни голодным и нищим, без ущерба для семьи.

Замечание 1

В образе Ульянии Осоргиной любовь к детям и мужу, забота о хозяйстве гармонично сочетаются с милосердием в широком его понимании.

Образы сестер Марфы и Марии

В «Сказании о воздвижении Унженского креста» образы сестер Марфы и Марии выдвигаются на первый план, но агиографической характеристики героини не получают. Автор в начале произведения говорит о том, что Марфа и Мария являются дочерями благочестивого человека, принадлежащего к дворянскому роду. Однако о воспитании героинь, об их склонностях и поведении ничего не говорится.

Замечание 2

В произведении отсутствует традиционное для агиографии жизнеописание.

Примечательным является и то, что Марфа и Мария не совершают подвига. Но они находятся в центре повествования, в котором их роль весьма значительна. Очевидно, Марфа и Мария в семейной жизни смиренны и покорны, так как они не общаются другом вопреки воле мужей, несмотря на всю сестринскую любовь. Смирение – одно из высочайших христианских добродетелей. Однако Марфа и Мария еще и пассивны, и их единственным самостоятельным поступком оказывается решение найти друг друга. Героини точно выполняют предначертанное в видениях. А в общении с другими людьми не проявляют никакой самостоятельности. Но пассивность героинь является не только сюжетно необходимым элементом, но и качеством, которое не позволяет им действовать самостоятельно и совершить христианский подвиг.

Марфу и Марию нельзя определить как святых, но всей своей жизнью они продемонстрировали качество, которое им позволило быть избранными для выполнения важнейшей священной миссии. Покорность, смирение и сохранение в своем сердце любви ко всем, сохранение родственной сердечной привязанности являются идеалом праведной жизни. И за это мироощущение Марфа и Мария вознаграждены участием в воздвижении креста на Унже.

Наивность и чистота героинь настолько велики, а их вера настолько простодушно, что они без тени сомнения отдают серебро и золото проходящим мимо трем инокам.

Автор прославляет отрешенность героинь от быта, от обыденного поведения. Марфа и Мария отличаются от окружающих отсутствием подозрительности, житейской сметки и расчётливости. Праведность героинь основана на сердечном отношении к миру, на отрешенности от рационального, практического быта, провоцирующего порочность мыслей и поступков. Именно эта нерассуждающая вера и наивность добродетели дают героиням возможность соприкоснуться с сакральным миром.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot