«Российская грамматика» — это одна из первых грамматик русского языка, составленная М. В. Ломоносовым в 1755 году.
Теория «трех штилей»
Путь развития русского литературного языка был долгим и постепенным. И одним из важных этапов на этом пути является разработанная М. В. Ломоносовым теория «трех штилей». Отчасти эта теория изложена в его «Российской грамматике».
Деление языка на высокий, средний и низкий стили - не изобретение М. В. Ломоносова. Такое учение было создано еще античными авторами. В России оно было известно с 17 века, но было непроработано в лингвистическом отношении. М. В. Ломоносов скорректировал эту теорию, доработал ее и сделал применимой к русскому языку.
По мнению ученого, литературный язык ни в коем случае не должен отказываться от богатого церковнославянского наследия и в общем массиве церковнославянской и русской лексики ученый выделяет пять групп слов. Из них три вида слов он считал подходящими для литературных стилей:
- общие для русского и церковнославянского языков: рука, слава, Бог и т.д.;
- церковнославянские слова, которые в разговорной речи не употребляются либо употребляются редко, но хорошо известны образованным людям: днесь, отверзать, взывать, господень и т.д.;
- слова, которые есть в русском языке, но нет в церковнославянском: говорить, ручей, лишь, пока и т.д.
Две группы слов Ломоносов считал нежелательными для употребления в литературном языке:
- устаревшие церковнославянские слова, которые редко встречаются и непонятны большинству грамотных людей: свене (кроме), овогда (иногда), обавати (ворожить) и т.д.;
- «презренные» слова, которые непристойно употреблять ни в каком стиле, если только «в подлых комедиях». Под этой формулировкой, скорее всего, Ломоносов подразумевал просторечную и экспрессивную лексику (хрыч, таскаться и т. д.), которая встречается в репликах провинциальных дворян и крестьян в комедиях 18 века.
Образование трех «штилей» происходило соединением первых четырех видов слов. Высокий стиль состоял из «речений» первых двух групп. В высоком стиле редко употреблялись слова, обозначающие бытовые предметы (одежду, еду, постройки и т.д.).
Грамматика высокого стиля
Фонетические особенности высокого стиля:
- отсутствие третьей лабиализации;
- особое ударение, которое отличается в тех же словах в среднем и низком стилях (сумрАк, признАков, россИяне);
- произношение в соответствии с написанием. Так, в высоком стиле было рекомендовано окающее произношение, отсутствие ассимиляции согласных;
- старославянские фонетические особенности: неполногласие, сочетание «жд» вместо «ж» (освобожду), начальное е вместо о (езеро, елень).
В словообразовании используются преимущественно служебные морфемы старославянского происхождения: суффиксы –ств-, -ост-, -ани-, -тель-, -ени и т.д., приставок пред-, пре-, со-, низ- (воздаяние, гонитель, возгореться, безмерность).
В высоком стиле используются суффиксы в превосходной степни: -ейший, -ш(ий), -айш(ий) (высочайший, светлейший). Для высокого стиля характерно широкое употребление деепричастий и причастий.
М. В, Ломоносов разрабатывал учение о синтаксических периодах – многочленных сложных предложениях, обычно состоящих из двух основных структурных и смысловых частей.
Также для высокого стиля характерен инверсированный, искусственный порядок слов, обилие вопросительных и восклицательных предложений.
Грамматика низкого и среднего стиля
В низком стиле практически отсутствовали церковнославянизмы, употреблялись слова из третьей и четвертой групп. Часто в низком стиле встречались диалектные и просторечные слова, исконно русские фразеологизмы.
В фонетике было характерно наличие результатов третьей лабиализации, акающее произношение.
Деепричастия и причастия в низком стиле употреблялись редко. Часто употреблялись междометные формы глагола: шасть, хвать, скок.
В словообразовании использовались эмоционально-экспрессивные суффиксы: -еньк-, -к-, -ок- и т.д. (дядька, тетка, ночка).
Объемные синтаксические конструкции в низком стиле отсутствовали, часто употреблялись односоставные и неполные предложения.
В среднем стиле использовались слова второй и третьей группы, также допускалось использование слов из первой и четвертой групп при строгом соблюдении меры.
Грамматические и фонетические особенности среднего стиля Ломоносов практически не прописывает.
Средний стиль в целом объединил типичные русские национальные языковые особенности. Впоследствии именно средний стиль стал базой формирования современного русского литературного языка.
«Российская Грамматика»
Одним из главных работ Ломоносова является «Российская грамматика». Это сочинение является одним из важнейших по значимости в истории русской филологии.
«Российская грамматика» состоит из шести «наставлений», разделенных на главы.
Первое наставление «О человеческом слове вообще» автор посвятил общим вопросам грамматики. Здесь Ломоносов рассматривает общие вопросы классификации «знаменательных частей слова»: глагол, имя, местоимение, наречие, причастие, союз, предлог, междуметие.
Второе наставление – «О чтении и правописании российском». Здесь Ломоносов поднимает проблемы орфографии, графики, орфоэпии.
В третьем наставлении – «О имени» - содержатся подробные сведения о семантических, морфологических, словообразовательных свойствах имен существительных, прилагательных, числительных.
Четвертое наставление «О глаголе» посвящено глаголу, специфике его слово- и формообразования, семантике.
Пятое наставление – «О вспомогательных или служебных частях слова». Здесь ученый рассматривает местоимения, наречия, предлоги, союзы, предлагает их классификации.
Шестое наставление – «О сочинении частей слова» - посвящено вопросам синтаксической сочетаемости частей речи.
«Российская грамматика» - это отчетливо нормативно ориентированная грамматика. В условиях становления литературного языка и процессе поиска язык новой литературы новая грамматика стала велением времени.
В свое труде Ломоносов сформулировал главные аспекты изучения грамматики русского языка: функциональный, формальный и стилистический. Современные грамматики обязательно включают эти аспекты языка.