Николай Васильевич Гоголь работал над свои бессмертным произведением около 17 лет, с 1835 по 1842 гг. Поэма задумывалась как произведение, состоящее из трех томов. Первый том поэмы был опубликован в 1842 году.
Работу над вторым томом Гоголь закончил незадолго до своей смерти, однако, по некоторым сведениям, по какой-то причине сам и уничтожил книгу. Есть версия, что рукопись второго тома сохранилась у кого-то из близких писателя и когда-нибудь будет найдена. Третий том Гоголь написать не успел.
Тема, проблема, идея
Главной темой произведения являются нравы и пороки общества, а также жизнь русского человека в 1830-е годы 19 века. Проблемы, которые Гоголь поднимает в своем произведении, стары, однако раскрыты весьма тонко и масштабно.
Идея произведения, заключавшаяся в том, чтобы показать «всю Русь», была изменена Н. В. Гоголем и в результате свелась к обличению нравов общества, пошлости и бездуховности помещиков, являвшихся одним из высших слоев крепостного общества. Гоголь стремился не только к тому, чтобы показать пороки, но и пытался заставить людей взглянуть на себя со стороны, увидеть свою мелочность, грубость, понять, насколько они скучны и порочны.
Основной проблемой в поэме «Мертвые души» являются помехи на пути развития России. К таким преградам относятся казнокрадство и взяточничество чиновников, бездеятельность дворянства, его инфантильность, а также нищета и невежество крестьян.
В произведении рассматриваются нравственные проблемы:
- отсутствие нравственности у представителей господствующего класса
- эгоизм
- кризис гуманизма, когда людей продают, будто животных, проигрывают в карты, как вещи
- нравственная слепота, невежество персонажей.
Жанр, сюжет, композиция
Произведение «Мертвые души» изначально задумывалось как авантюрно-плутовской роман. Однако историческая правдивость, широта описываемых событий дали повод задуматься о реалистическом методе. Н.В.Гоголь насыщал произведение лирическими отступлениями. Справедливо мнение, что произведение – комедия, так как в ней применяются приемы юмора, сатиры и иронии, которые наиболее полно отражают произвол и абсурд господствующего класса. Сам автор определил жанр произведения как поэму.
Композиция произведения кольцевая: бричка, которая в начале повествования въехала в город, покидает его после всех событий. В эту композицию вплетаются эпизоды, без которых нарушилась бы целостность поэмы.
Связующей композиционной нитью произведения является образ дороги, символизирующей собой путь, который в своем развитии проходит Русь.
Поэма состоит из полного первого тома и нескольких глав второго тома. В произведении 11 глав.
Основой сюжета «Мертвых душ» является афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть аферы заключалась в следующем: в России каждые 10 лет проводилась перепись крестьян. Крестьяне, умершие в период времени между переписями, по документам считались живыми. Целью Чичикова было выкупить эти «мертвые души» по низкой цене, чтобы затем в опекунском совете их заложить и получить крупную сумму. Чичиков руководствуется тем, что такая сделка выгодна помещикам, так как до следующей переписи не нужно платить налоги за усопших. С целью поиска «мертвых душ» Чичиков ездит по стране. Сюжетную линию произведения объединяет образ Чичикова и покупка им мертвых душ.
Система персонажей и их характеристика
В поэме помещики – типичные представители людей своего времени и круга: расточители – Ноздрев и Манилов, накопители – Коробочка и Собакевич, Плюшкин является в одном лице и накопителем и расточителем. Главный герой произведения – чиновник Чичиков.
Чичиков – проходимец. В нем угадываются черты других персонажей. Например, он любезен и склонен к позерству, как Манилов, мелочен, как Коробочка, предприимчив, как Собакевич, жаден, как Плюшкин и самовлюблен, как Ноздрев. Чичиков среди чиновников чувствует себя уверенно, так как прошел все школы взяточничества и мошенничества. Однако главный герой поэмы гораздо образованнее и умнее тех, с кем ему приходится иметь дело. Чичиков отличный психолог, он умеет вести торг с каждым помещиком, а губернское общество приходит в восторг от его манеры общения.
Образ Манилова дал название целому явлению российского общества – «маниловщина». Манилов при общении с окружающими приторно мягкий, любит во всем позерство, но при этом совершенно пустой человек и бездеятельный хозяин. Манилов – сентиментальный мечтатель, не способный к каким-либо серьезным делам, он глуп и живет в мире своих фантазий.
В отличие от Манилова, Ноздрев очень деятелен, однако его энергия направлена не на заботы о хозяйстве. Ноздрев постоянно пакостит, однако без злого умысла – просто такова его натура. Ноздрев пустой и легкомысленный человек, гуляка, хвастун, игрок и транжира.
Образ Настасьи Петровны Коробочки – это образ хозяйственной помещицы, консервативной, недалекой и достаточно прижимистой. Круг ее интересов состоит из амбаров, птичника и кладовых, во всем остальном она тупа, «дубинноголова».
Михаила Семеновича Собакевича писатель сравнивает с медведем – помещик неуклюж, неповоротлив, но крепок и силен. Его в первую очередь интересуют долговечность и практичность вещей, а не красота. У Собакевича острый ум, он хитрее, и единственный из всех помещиков, кто способен принять новый капиталистический уклад.
Помещик Плюшкин невероятно скуп, ввиду чего он лишается семьи. Старик голодает и морит голодом людей, при том что в кладовых полно продуктов, а в сундуках полно дорогих вещей.
В своем произведении Гоголь использовал гибкость и выразительность русского языка, его словесные богатства. Он ввел в литературу многие выражения, найденные в народной речи. Поговорки и пословицы играют значительную роль в произведении. А диалоги очень точно рисуют характер людей. Авторская речь в поэме окрашена юмором.
Поэма "Мертвые души" является одним из величайших произведений русской литературы. В этом произведении Гоголь показал всю современную Россию, изобразив сатирически поместное дворянство и чиновничество. Черты гоголевских персонажей до сих пор не изжиты, и в сегодняшнем обществе проявляются, к сожалению, достаточно часто. Поэтому произведение «Мертвые души имеет огромное значение не только как замечательный пример русской литературы, оно актуально и по сей день. Описание общества того времени можно отнести и к современному обществу.