Былина – это русская народная эпическая песня о богатырях.
Роль фольклора в формировании художественного стиля А. И. Куприна
Мировоззренческая ориентация А. И. Куприна на народное творчество сформировалась под влиянием семейных преданий, мифов и легенд, которые писатель в детские годы слышал от матери. Также немалую роль в приобщении будущего писателя к народной жизни сыграла его старшая сестра Зинаида Ивановна и ее муж С. Г. Нат, исследователь и лесничий. Куприн с большим удовольствием проводил время в доме сестры, где часто встречал лесников, объездчиков, крестьян. Писатель быстро находил с ними общий язык и в гуще народных событий черпал богатейший запас впечатлений. В своем письме к сестре он отмечал, что его всегда привлекали люди, обычаи, нравы, песни, сказки, ремесла, словечки.
Сама художественная концепция А.И. Куприна обусловливала необходимость изучения сокровищ устного народного творчества. Писатель полагал, что реалистически-полноценное отражение реальности в обязательном порядке в себя включает освоение народного исторического опыта и многовековых культурных традиций. Для того, чтобы узнать «душу народа», следует лично общаться с людьми, проникаться их обычаями, привычками, взглядами, изучая их искусство и их язык.
К Куприну знание народной жизни пришло именно через общение с народом. Куприн много путешествовал по России, меняя профессии одну за другой. Писатель изучал страну, общался с простыми людьми, запоминал их говор, язык.
А.И. Куприн очень тонко чувствовал красоту народного творчества и прекрасно ориентировался в богатом многообразии фольклорных жанров. Он знал множество легенд, сказок, с которыми знакомился не только изустно, но и по популярным изданиям (например, собрания легенд и сказок А.Н. Афанасьева).
Фольклор в произведениях Куприна
Куприн был отлично знаком с историческими преданиями и песнями. Неотъемлемую часть описания армейского быта в произведениях Куприна составляют военный песни, пословицы, обряды, предания. Основная идея, название рассказа «Прапорщик армейский» перекликаются с содержанием старых романсов.
Благодаря фольклорным включениям писатель сумел воссоздать социальную среду в ее малозаметных подробностях, а также типизировать явления и образы, объединить их в цельную картину.
А. И. Куприн очень любил песни, причем не только русские, но и цыганские. Им писатель в своем рассказе «Фараоново племя» посвятил восторженный монолог.
Народным песням и фольклору посвящен цикл очерков Куприна «Югославия». Этот цикл считается шедевром купринской публицистики. С культурой, нравами и бытом югославского народа Куприн познакомился во время своей поездки в эту страну. Обаяние и удача очерков из цикла «Югославия» состоит в свободе художественно-исторического поиска. Для Куприна именно эта сторона публицистического повествования является существенной. Она заставляет писателя обратиться к прошлому, в котором он находи объяснение истоков народных традиций. Писатель считает, что человек даже в первобытные времена находил возможность передавать свой опыт следующим поколениям. Одной из важнейших идей очерков А.И. Куприна является идея преемственности культурных и других народных традиций.
В творчестве А.И. Куприна, начиная с первых очерков и рассказов, звучит живая разговорная речь, а также анекдоты, устные рассказы, присловья, байки самых разных слоев общества. Писатель с особой бережностью относился у фольклору. Он собирал и фиксировал в своей записной книжке его образцы, который затем использовал в художественных произведениях.
Говоря об отношении А.И. Куприна к устному народному творчеству, нельзя не сказать и об особом взимании писателя-демократа к народной жизни вообще. Писатель часто размышлял о русской деревне и придавал крестьянству как общественной силе особое значение. Он называл крестьянство «кормильцем» страны и хранителем исторических традиций.
Куприн на протяжении всей жизни ощущал глубокую вину перед народом за класс людей, ведущих праздную жизнь и свысока относящихся к простому люду.
В 1910 году Куприн пишет рассказ «Попрыгунья-стрекоза», в котором отразил свои впечатления о елке в сельской школе. В этом произведении писатель поднимает ряд важных вопросов:
- О социальной несправедливости;
- Об ответственности интеллигенции за народную судьбу;
- Об отношении к народу и т.д.
Писатель пытался внести свой вклад в дело просвещения народа. В 1918 году А.И. Куприн предложил большевистскому правительству проект предназначенной для советской деревни газеты «Земля». В его тщательно разработанной программе особое значение придается сбору фольклора и его изучению. Свои представления о литературе и фольклоре писатель изложил в предисловии к книге «Швейцарские легенды». По мнению Куприна, фольклор является материалом, базой для величайших литературных творений.
Куприн был знаком с трудами фольклористов его современности, в частности, с работами А.Н. Веселовского, А.Н. Афанасьева.
Писатель задумывался над причинами и истоками возникновения культурных традиций, обычаев, обрядов, о соотношении формы и содержания в фольклорных произведениях. Он считал, что обряд – это желание обрядить в сказочную, волшебную форму мечту о добре, чести и силе. Именно эта вера в победу силы добра и способность «подниматься» над реальность делает произведения Куприна оптимистическими, заставляет его прибегать в творчестве к фольклорным аналогиям и приемам, четко обозначать свою ориентацию на какой-либо фольклорный жанр.
Ф.И. Кулешов писал, что все творчество Куприна – это правдивое и искреннее отражение чаяний и надежд демократических масс старой России, поэтическое воплощение их стремлений, интересов, горестей, тревог, изображение их жизни, быта, повседневного труда, психологии, языка.
Высказывания самого Куприна, его статьи, письма, рецензии свидетельствуют об устойчивом интересе писателя к фольклору.