Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философский конфликт пьесы М. Горького "На дне"

Определение 1

Реализм — это направление в искусстве и литературе, главной целью которого является воспроизведение реальной действительности в типичных ее чертах.

Реализм пьесы «На дне»

Пьеса «На дне» является ярким примером реалистического произведения. М. Горький в ней отказывается от романтических традиций, свойственных его творчеству. Писателя привлекает реалистическое начало, он достаточно много внимания уделяет социально-философским конфликтам. Сам М. Горький является одним из самых талантливых писателей своего времени. Не возникает ни малейшего повода усомниться в правдивости изображенных им человеческих характеров. Так же ярко писатель изображал и быт, на фоне которого происходят события в произведении. У Горького быт – это не просто совокупность разных деталей в описании обстановки. Быт у него приобретает совершенно особое значение, разрастаясь до глобальных масштабов. Не случайно, что бытие и быт являются однокоренными словами. Условия жизни, быта, в которых человеку довелось жить, обязательно оказывают влияние на его мировоззрение и характер.

Герои пьесы

Пьеса интересна прежде всего своими действующими лицами. Герои произведения Горького – это типичные обитатели жизненного «дна», как и сказано в названии пьесы.

Герои пьесы «На дне»:

  • Михаил Иванович Костылёв -содержатель ночлежки
  • Василиса Карповна — его жена
  • Наташа — сестра Василисы
  • Медведев — дядя Василисы и Наташи
  • Васька Пепел - вор
  • Клещ, Андрей Митрич — слесарь
  • Анна — жен Клеща
  • Настя
  • Квашня — торговка пельменями
  • Бубнов — картузник
  • Барон
  • Сатин
  • Актёр
  • Лука — странник
  • Алёшка — сапожник
  • Кривой Зоб, Татарин — крючники.

Жизнь обитателей ночлежки сложилась далеко не так, как они мечтали. У этих людей нет ничего радостного, светлого, хорошего. Они находятся на самой низшей ступени социальной лестницы и не питают никаких иллюзий относительно собственной жизни, наоборот, они ясно осознают все беспросветность своего существования. Одной из особенностей пьесы является то, что в ней нет завязки и развязки, что противоречит драматическому жанру. Так же в пьесе нет и основного сюжетного конфликта. Однако в произведении ясно виден социально-философский конфликт. Раскрывается этот конфликт не в действиях персонажей, а в их разговорах, которых в пьесе намного больше, чем действий (ействий как таковых в пьесе практически и нет).

«Философский конфликт пьесы М. Горького "На дне"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Философия обитателей ночлежки

Философия обитателей «дна» хорошо понятна. Они не скрывают собственных убеждений. Убогость, ограниченность и ничтожность характеров этих людей очевидна. Они жестоки по отношению друг к другу. Им не свойственны ни уважение, ни сочувствие, ни даже дружеские привязанности. Грубость для них выглядит чем-то вполне нормальным, само собой разумеющимся. Этим людям чуждо даже обычное человеческое сострадание. Никто даже не пытается хотя бы добрым словом поддержать умирающую Анну, жену Клеща. Все обитатели ночлежки жестоки не только к окружающим, но и к себе. И сами же в этой жестокости глубоко несчастны. Каждый герой имеет свою правду или же доказывает ее отсутствие.

Например, для Клеща правда в том, что нет работы, нет сил, нет пристанища и жить нельзя. Он ненавидит правду, и всех людей он тоже ненавидит. Такое отношение к жизни вызвано социальными противоречиями. У Клеща нет ничего – ни пристанища, ни работы, ни будущего. Ему нужна правда, но в своей жизни он не видит никакого смысла.

Лука является носителем другого философского начала. Странник не пытается искать правду, веры в Бога для него вполне достаточно. И это мировоззрение позволяет Луке смириться со всеми жизненными трудностями и тяготами.

Замечание 1

Таким образом, в центре пьесы «На дне» два конфликта: внутренний – конфликт «правд», который развивается вокруг Луки, и внешний – развивающийся вокруг столкновения Васьки Пепла с Костылевыми. Внутренний конфликт трансформируется в общефилософский конфликт – писатель поднимает вопрос «Что нужнее – правда или сострадание» и не находит на него однозначного ответа.

Трактовать пьесу М. Горького можно по-разному. С одной стороны, это произведение можно рассматривать как предвестник революции, и это восприятие еще совсем недавно было традиционным. Произведение рассматривали сквозь призму социальных преобразований. Обездоленные несчастные люди считались носителями революционных идей. Жизнь этих людей была очень сложной, плохой, а революция могла принести хот что-то хорошее. Она бы за собой повлекла социальные изменения, и это оказало бы благотворное влияние на обитателей «дна» жизни.

Однако такая трактовка неоднозначна. В пьесе писатель не использует прямые призывы к революции. Горький лишь показывает обездоленных, несчастных людей, у которых нет ни желания, ни сил что-то изменить в своей жизни. а если попытки и предпринимаются, как, например, у Васьки или Актера, они оказываются все равно бесполезными. Обитатели «дна» не имеют никаких понятий о нравственных ценностях. Их не интересуют окружающие, они замкнуты только на себе. Они издевательски смеются друг над другом и тем самым унижают самого себя. Эти люди отвержены обществом. Нет в обитателях «дна» нравственного начала, способного стать опорой для их дальнейшего возрождения. Изгои общества не могут возродиться, и их уделом остается только дальнейшая деградация. Споры о жизни, которые ведут герои произведения, абстрактны и умозрительны. Настоящей жизни они не знают, ведь она прошла мимо. Этим людям неизвестно возвышенное, прекрасное, светлое и чистое.

Героев своей пьесы М. Горький называет «бывшими людьми». Он говорит, что пьеса «На дне» стала результатом его «почти двадцатилетних наблюдений за миром «бывших людей». У писателя нет симпатии и сочувствия к своим героям. А у них нет высоких стремлений. Любые попытки спасти свой внутренний мир в лучшем случае могут стать уходом в мир иллюзий и грез. Например, Настя, чтобы отвлечься от убогости реальной жизни, читает любовные романы. Отсутствие высоких стремлений вскрывает деградацию и убогость босяков, жителей ночлежки, обитателей дна. На примере таких людей М. Горький показывает, что безволие, безыдейность никогда не приносит положительных результатов. Жизнь обитателей ночлежки не имеет смысла и у них нет будущего.

Дата последнего обновления статьи: 16.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot