Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Смысл в творчестве М. Горького: правда или сострадание

Социальная драма – это конфликт, порожденный социальными условиями.

Роль Луки в пьесе «На дне»

Социальная драма М. Горького после появления Луки приобретает совершенно другой характер. Лука в пьесе присутствует чуть больше половины сценического времени. Именно этот персонаж становится центральным в философской, проблемной сюжетной линии произведения. Образ Луки – самый загадочный в пьесе. Старик в отличие от остальных «бывших людей», человек без прошлого. В рассказ Луки появляется лишь несколько намеков. Например, Пеплу он признается: «Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было...». Также историю о праведной земле Лука связывает с Сибирью и упоминает имя ученого-ссыльного. Двойственно даже имя персонажа. С одной стороны, оно совпадает с именем евангелиста, но с другой стороны, Васька Пепел обыгрывает его как «старец лукавый».

Статья: Смысл в творчестве М. Горького: правда или сострадание
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Лука – прохожий, странник, проходящий, но особой природы. В отличие от упоминаемых им бегунов, которые скрываются от мира, Лука полон интереса к судьбам людей, а жизнь он воспринимает как зрелище. Об этом свидетельствует его реплика, которую он произнес после приветствия:

«Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают...».

Все дальнейшее повеление старца демонстрирует его внимание к людям, бытовую предупредительность, а также способность их утешения и глубокого понимания. Лука в случайных обмолвках и беседах узнает заветные мечты обитателей ночлежки, их страхи и предлагает им лекарство – утешение или надежду. Например, умирающую Анну Лука утешает надеждой на загробную справедливость и вечный покой. Настю он успокаивает верой в ее фантазии. Актера, который впал в уныние, старик утешает рассказом о некой волшебной лечебнице, где можно вылечиться от пьянства. Даже Васька Пепел принимает советы Луки и собирается начать новую, честную жизнь с Наташей.

«Смысл в творчестве М. Горького: правда или сострадание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Горький в газетном интервью, появившемся в 1903 году, сформулировал проблему Луки следующим образом: «Что лучше, истина или сострадание»?

Писатель ставит вопрос асимметрично. Он прямые антонимы (жестокость-сострадание, истина – ложь) заменяет такой сложной формулировкой, как сострадание, доведенное до лжи, а ложь – как форма сострадания.

Замечание 1

Необходимо иметь в виду и то, что в русском языке между понятиями правда и истина существует больше различие, а в самом произведении многократно говорится о правде, но ни разу – об истине.

Что лучше – истина или сострадание?

Эта проблема наиболее резко и отчетливо поставлена в истории о праведной земле, рассказанной Лукой. Человек, который благодаря своей вере в праведную землю переносил жизненные трудности, после того, как ему доказывают, что ее не существует, убивает себя. «Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...» - говорит Лука.

В отношении к рассказам и проповедям старца персонажи пьесы делятся на три группы:

  • Медведева, Барона, Бубнова, а также хозяев ночлежки проповеди Луки не затрагивают;
  • Анна, Актер, Наташа верят в эти рассказы;
  • Пепел и Сатин находятся между двумя крайностями.

С. А. Адрианов, который относит произведение Горького к социальной драме, считает, что пьеса могла окончиться третьим действием.

В четвертом действии социальная линия сюжета отодвигается в сторону философской. Здесь происходит дискуссия об исчезнувшем старике и вреде и полезности его проповедей.

Два больших монолога Сатина становятся синтезом полемики ночлежных философов в платоновской пещере. Идея спасительной лжи во многом конкретизирована, она поставлена в зависимость от возможностей и характера человека. Правда – это удел сильных, им не нужна ложь во спасение. А для людей слабых такая спасительная ложь становится необходимостью, она помогает им не потерять веру в самого себя, вновь обрести надежду на лучшее, найти в себе силы не опускать руки и идти дальше, преодолевая жизненные трудности.

«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека».

В монологе Сатина восстановлен изначальный контраст правды и лжи. Жалость здесь стала символом лжи во спасение. Поэтому поведение Луки кажется оправданным.

Лука демонстрирует тонкое понимание людей, и на фоне этого речи Сатина выглядят беспредметными. Сам Горький тоже отчасти это признавал. Он говорил, что в произведении много лишних людей и не хватает некоторых необходимых мыслей. Речь Сатина о человеке-правде сам писатель называет бледной, однако кроме Сатина сказать эту речь некому, но и ярче сказать ее он не может.

Однако кульминацией пьесы все же становится не речь Сатина, в финальный эпизод, когда обитатели ночлежки запевают песню, а вошедший Барон сообщает о самоубийстве Актера. «Эх… испортил песню…дур-рак!» - последняя реплика Сатина, и ее неоднозначность отметил В. Ф. Ходасевич. Остается непонятным, о ком говорил Сатин – об Актере, который так некстати повесился, или же о Бароне, принесшем это известие. Или обоих, потому что оба виноваты в порче песни. «В этом – весь Горький» - пишет Ходасевич.

Самоубийство Актера – это повторение поступка человека из притчи Луки. Возникает вопрос, виновен ли Лука в этой смерти? Ведь это он рассказал Актеру о лечебнице для пьяниц, вселил в него надежду на возвращение к нормальной жизни и исчез, не назвав города, где лечебница находится? Или в этом виноват Сатин, который эту надежду разрушил?

Драма судьбы не возлагает вину на какого-то конкретного человека. Приятная ложь-надежда Луки и гиперболический индивидуализм Сатина равно притягательны и равно опасны для современного человека.

Вопрос о том, что важнее – правда или сострадание каждое поколение читателей решает по-новому. В зависимости от времени и эпохи, от личных убеждений читатель по-разному ответит на этот вопрос. С одной стороны, Лука своей ложью утешал, поддерживал тех, кому была нужна надежда. Например, Анна, которая в жизни не видела ничего хорошего, но тем не менее, боится смерти и хочет хотя бы немножко пожить еще, в словах Луки нашла для себя утешение, надежду на то, что в загробной жизни ее мучениям придет конец. Васька Пепел прислушался к совету старца и решил начать новую жизнь с Наташей. Актер, поверив старику, решил бросить пить. Но с другой стороны, так ли нужна эта сладкая ложь, надежды, которые никогда не сбудутся? Может быть, прав Сатин, считающий, что лучше правда?

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot